Уроки 36–37 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ – ГОРДОСТЬ И СЛАВА РУССКОЙ ПОЭЗИИ

0
10
информатика

Уроки 36–37
Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость
и слава русской поэзии

Цели: охарактеризовать эпоху 30-х годов XIX века; пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова; повторить ранее изученные произведения поэта.

Наглядные пособия: портреты М. Ю. Лермонтова разных художников; выставка книг – произведений поэта.

Ход уроков

Эпиграф к уроку:

Глубокий и могучий ум! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого.

В. Г. Белинский о Лермонтове

I. Вступительное слово учителя.

М. Ю Лермонтов (1814–1841гг.) – великий поэт, прозаик, драматург, талантливый живописец и скульптор, спортсмен, шахматист, способный музыкант. Его творчество – высшая точка развития русской поэзии после-пушкинского периода.

С именем М. Ю. Лермонтова связывается понятие «30-е годы XIX века». Это время двадцатипятилетнего правления одного из самых жестоких русских самодержцев – Николая I. Зловещая расправа над декабристами, деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, по словам А. И. Герцена, «глубокое отчаяние и всеобщее уныние» царили в России. Но в то же время нарастал народный гнев, проявлялось стихийное недовольство крестьян.

На развитие русской общественной мысли значительное влияние оказало национально-освободительное движение в Европе. «Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (В. Г. Белинский).

Творчество М. Ю. Лермонтова отразило новый этап эволюции общественного сознания.

Литературная жизнь Лермонтова – от ученических опытов до «Героя нашего времени» – продолжалась неполных 13 лет (1828–1840 гг.), за которые им было написано более 400 стихотворений, 6 драм, около 30 поэм и 3 романа. В. Г. Белинский дал такую оценку Лермонтову: «Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души…»

II. Сообщения учащихся.

1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник А. С. Пушкина.

Начало поэтической славы. Чтение стихотворения «Смерть Поэта» (1837 г.). Отзыв Лермонтова на трагическую гибель Пушкина («Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», – писал Герцен).

Как Лермонтов выразил свое восхищение гением Пушкина и свою скорбь о нем? Каково отношение Лермонтова к светскому обществу? Какую роль в сознании русского общества и в жизни самого поэта сыграло это стихотворение?

Стихи потрясли Россию. Лермонтов разоблачил заговор вокруг Пушкина, он указал на вдохновителей подлого убийства – это реакционные верхи дворянства, «против мнений» которых «восстал» Поэт. Лермонтов предрекал, что их ждет суд истории.

2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.

Детство прошло в Тарханах Пензенской губернии. Родители: армейский капитан Ю. П. Лермонтов и М. М. Лермонтова, урожденная Арсеньева, принадлежащая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. После ранней смерти матери М. Ю. Лермонтова воспитывала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. «Старушка Арсеньева боготворила внука своего Лермонтова… «Она жила им одним», – рассказывали очевидцы. Отцу было запрещено вмешиваться в воспитание сына.

Учеба в Благородном пансионе при Московском университете, а затем в Московском университете (1830–1832 гг). «Москва не безмолвная громада камней холодных… Нет! У нее есть своя душа, своя жизнь» (М. Ю. Лермонтов).

Чтение стихотворений «Нищий» (1830 г.), «Ангел» (1831 г.), «Желание» (1831 г.), «Ужасная судьба отца и сына» (1831 г.), «Жалобы турка» (1829 г.), «Совет» (1830 г.), «Гроза» (1830 г.). Лермонтов не публиковал свои ранние стихи (кроме «Весны» и «Паруса»). Поэт воспринимал их как ученические опыты, предназначенные лишь для себя.

3. Переезд в Петербург. Военная служба.

Из письма М. Ю. Лермонтова П. М. Верещагиной: «Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчений мне это причиняет…» Годы учебы в школе поэт назвал «страшными годами».

Чтение стихотворений «Парус» (1832 г.), «Нет, я не Байрон» (1832 г.)

4. На Кавказе.

Ссылка на Кавказ дала возможность увидеть новых людей, обогатила впечатлениями. Для Лермонтова Кавказ – символ красоты и свободы.

Поэма «Мцыри» (1837 г.). Главная тема поэмы – изображение смелой и сильной личности, юноши, рвущегося на свободу, на родину.

Выразительное чтение глав из «Мцыри».

5. Дуэль с Барантом.

Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами. Сражение при реке Валерик. Лермонтов держался мужественно и бесстрашно, но в наградах ему было отказано. Из книги М. Сизовой «Из пламя и света»*: «Лермонтову начинало казаться, что он всегда так жил: в боях, в переходах, с постоянным чувством опасности и подстерегающей на каждом шагу смерти…»

Чтение стихотворений «Валерик» (1840 г.), «И скучно и грустно» (1840 г.)

6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.

Поводом для дуэли послужила небольшая ссора Лермонтова с бывшим товарищем по юнкерской школе Мартыновым. Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова, о чем и сказал своему секунданту. Но поединок состоялся. «Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед… В правом боку дымилась рана, пуля пробила сердце и легкое… Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу» (Из воспоминаний секунданта Лермонтова князя Васильчикова).

Лермонтов был похоронен в Пятигорске 17 июля 1841 г., в апреле 1842 г. его прах был перевезен в поместье Тарханы.

Домашнее задание (по группам).

1. «Смерть Поэта» (наизусть). Какую роль в сознании русского общества и в жизни Лермонтова сыграло это стихотворение?

2. Выразительное чтение стихотворения «1-е января». Сопоставительный анализ стихотворений «Смерть Поэта» и «1-е января» (тема, идея, основной конфликт, стихотворный размер, особенности рифмы, средства и приемы художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы и т. д.).

3. Стихотворение «Родина» (наизусть). Устный анализ стиха.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь