Уроки 31–32 ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

0
914
редактор изображений

Уроки 31–32 обучающее сочинение-рассуждение по лирике А. С. пушкина

Цели: познакомить со структурой главной части рассуждения; дать понятие о доказательстве, составных частях доказательства; написать главную часть рассуждения.

Ход уроков

I. Повторение ранее изученного.

1. Из каких моментов слагается работа над рассуждением?

В сочинении-рассуждении автор утверждает какую-то мысль и обосновывает ее истинность; значит, главная часть рассуждения должна представлять собой логическое доказательство. Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства – это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.

Доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства. Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать. Аргументы (или основания) – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис. Форма (или способ) доказательства – это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.

2. Что значит обдумать тему?

Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление знаний о предмете сочинения.

Второй этап – определение содержания темы:

а) выяснить вопрос (проблему), заключенный в теме;

б) дать точный, правильный ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);

в) определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;

г) опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).

Например, дана тема «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина».

Объем темы: стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

Содержание, или основной вопрос темы: «Как характеризуют Пушкина его вольнолюбивые стихи? (или: «Каким представляется мне Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений?», «К чему призывает Пушкин в своих вольнолюбивых стихотворениях?»).

Ответ на вопрос темы: вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.

Основной тезис рассуждения: Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений – борец за свободу народа.

Главное словосочетание: «борец за свободу народа».

Аргументы:

1) Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право:

2) призывал своих современников к борьбе за свободу народа;

3) воспевал борцов за свободу народа.

Если будем обосновывать другой тезис, например «Высокое мастерство Пушкина как автора вольнолюбивых стихотворений», то главным словосочетанием в основном тезисе будет высокое мастерство. Следовательно, и аргументы подберем другие:

1) высокий гражданский пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;

2) простота, краткость, выразительность языка;

3) необыкновенная логическая прозрачность синтаксических конструкций.

II. Практическая часть.

1. Прочтем отрывок из пятой статьи В. Г. Белинского о Пушкине (от слов «Общий колорит поэзии Пушкина…» до слов «Кто милой деве даст название супруги…»).

2. Найдем основной тезис данного отрывка: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность – и в этом огромное воспитательное и образовательное влияние его лирики».

3. Какие аргументы приводит Белинский в доказательство своей мысли?

1) Сочетание «…изящно-гуманного чувства с пластически изящною формою в юношеских стихотворениях Пушкина».

2) «Та же трогающая душу гуманность, та же аристократическая прелесть в стихотворениях поэта возмужалого».

3) «Наконец, это изящно-гуманное чувство отзывается чем-то благоуханно-святым в испытанном, но не побежденном жизнью поэте».

4. Как развертываются аргументы?

I аргумент: сначала Белинский приводит факты из жизни Пушкина, цитирует его стихотворения, затем обобщает: «Это чувства юноши».

II и III аргументы: Белинский начинает раскрывать их с утверждения общей мысли, затем с подтверждения ее, цитирует стихотворения Пушкина.

5. Убивает ли эта строгая логичность эмоциональность рассуждения? (Нет.)

Вывод. Главная часть рассуждения строится как цепь умозаключений, обосновывающих тезис. Строгая логичность в построении рассуждения не убивает его эмоциональности, яркости, выразительности, а, наоборот, повышает.

Таким образом, способ (или форма) доказывания – это цепь умозаключений, с помощью которых обосновывается истинность тезиса.

III. Письменная работа.

Учитель. Обдумайте тему «Каким представляется мне Пушкин как автор стихотворения…» и напишите главную часть рассуждения. Рассуждение начните с утверждения основного тезиса.

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению: выучить одно из предложенных стихотворений, уметь его прокомментировать, проанализировать.