Уроки 29–30 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА. СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ЖАНРА. В. Г. БЕЛИНСКИЙ О РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

0
28
информация

Уроки 29–30
Художественные особенности романа.
Своеобразие его жанра. В. Г. Белинский
о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Цели: помочь учащимся понять художественное своеобразие пушкинского романа, особенности жанра, композиции; расширить представление школьников о литературном типе; на основе статей В. Г. Белинского углубить представление учащихся о романе «Евгений Онегин» в целом и его героях; обучение навыкам работы с критической статьей (подбор, где нужно, цитат, составление планов, конспектов, устных сообщений).

Литература:

1. Кутузов А. Г. В мире литературы. 10 кл. М.: Дрофа, 2000.

2. Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература. 10 кл: Методические советы. М.: Просвещение, 2000.

3. Кошелев В. А. Онегина воздушная громада..: Цикл статей // Литература в школе. 1998. № 8; 1999. № 1, 3, 8.

4. Ревякин А. И. История русской литературы XIX в. М.: Просвещение, 1985.

5. Демин Н. А. Изучение творчества А. С. Пушкина. М.: Просвещение, 1971.

6. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина, статьи 8 – 9.

Ход уроков

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

1. Как вы понимаете пушкинское определение «свободный роман», «собранье пестрых глав»?

2. Почему Пушкин колебался в определении жанра? Что значит «первый реалистический роман в русской литературе» (В. Г. Белинский)?

(Прочитаем фрагменты из писем Пушкина. П. А. Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». А. А. Дельвигу: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя». А. С. Тургеневу: «Я на досуге пишу новую поэму «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью». Брату Л. С. Пушкину: «Он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру».)

3. Назовите особенности жанра романа.

4. Почему поэту потребовалось создавать «онегинскую строфу»? В чем ее сущность?

5. Как в романе отразилась личность самого Пушкина?

Произведение Пушкина «Евгений Онегин» называют «первым реалистическим романом в русской литературе». В нем характерная особенность пушкинского реализма – широта и полнота изображения жизни России того времени. Поэт правдиво изображает общественно-политическую, экономическую и культурную обстановку той эпохи.

Действие романа развертывается в Петербурге, в Москве, в помещичьих усадьбах и других уголках России. Автор показывает различные группы дворянства, крепостного крестьянства, трудового Петербурга.

По мнению критиков, «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». (Тип – это обобщенный образ, художественно объединяющий характерные черты группы людей.) Онегин – типичный представитель молодого человека дворянского общества. Но в то же время он несет в себе личные, только ему присущие индивидуальные черты. Онегин – «тип», но и «вполне определенная личность».

Реализм романа отчетливо выразился в языке, стиле пушкинского произведения.

Большой роман имеет четкую структуру: делится на главы, а главы – на строфы. Изобретенная Пушкиным «онегинская строфа», состоящая из 14 строк, отличается живостью и необыкновенной гибкостью.

Роман «Евгений Онегин» – роман сложный в жанровом отношении.

Выделим особенности жанра:

1) Социально-бытовой роман (по охвату быта и нравов).

2) Социально-психологический (по глубине и разнообразию в персонажах идей, мыслей, чувств).

3) Лироэпический роман (по наличию двух сюжетов: лирического и эпического).

4) Роман в стихах (единственный в русской литературе стихотворный роман).

II. Композиция романа.

Главы 1 и 2 – развернутая экспозиция.

Глава 3 – завязка основной сюжетной линии (письмо Татьяны).

Глава 4 – кульминация в сюжетной линии Онегин – Татьяна – «отповедь» Онегина.

Главы 5–6 – развивают линию Ленский – Ольга, давая кульминацию в сцене дуэли.

Глава 7 – дальнейшее развитие событий.

Глава 8 – развязка основной сюжетной линии – объяснение Онегина с Татьяной.

Выделим сюжетно-композиционные особенности:

1) Наличие двух сюжетов (лирический и эпический).

2) Наличие двух фабульных линий (Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга).

3) Роль автора-повествователя.

4) Принцип противопоставления (контраста).

5) Принцип параллелизма (сходства), реализуемый в построении романа, в группировке действующих лиц, в стилистике.

6) Роль главы 10 романа «Отрывки из путешествия Онегина».

Многие исследователи творчества Пушкина (Г. А. Гуковский, Д. Д. Благой, В. Н. Иванов, А. И. Ревякин) в работах, посвященных «Евгению Онегину», указывают на «перевернутость», как в зеркальном отражении, основных сюжетных ситуаций. Пушкин ставит Онегина и Татьяну в про-тивоположные положения в начале и в конце романа. Если сначала Татьяна пишет письмо Онегину и затем выслушивает от него наставление, то в конце романа уже Онегин на свое любовное письмо выслушивает назидание Татьяны. В начале романа пушкинский герой не понимает внутренней красоты Татьяны, а в конце романа Татьяна не осознает всей глубины наступившего перерождения Онегина.

III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.

1. Воссоздание подлинной атмосферы эпохи.

2. Жанровые включения (сны, песни и т. д.).

3. Роль пропущенных строк (логические «отточия»).

4. Пересечение литературных героев с реальными людьми.

5. Литературная полемика на страницах романа.

6. Роль пейзажа и портрета.

7. Речевая характеристика героев.

8. Своеобразие авторского описания.

IV. Критические статьи В. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».

«Статьи о Пушкине» В. Г. Белинский написал в 1843–1846 гг.

Роману «Евгений Онегин» критик посвятил 8 и 9-ю статьи.

(Какие виды работ можно использовать? Чтение и комментирование отрывков статьи, составление плана, конспекта, подбор цитат, устные сообщения, ответы на вопросы.)

Ориентировочные вопросы для организации работы учащихся по критическим статьям:

1. С чего начинается 8-я статья Белинского? Как она построена? (Начало статьи со слов: «Признаемся, не без некоторой робости приступаем мы…» заканчивается цитатой из Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».)

2. С каких точек зрения подходил великий критик к анализу романа?

3. Почему, по мнению Белинского, русское общество «всегда будет любить этот роман»?

4. Какую роль в романе играет личность автора?

5. В чем Белинский видит причины трагедии Онегина и почему он называет его «страдающим эгоистом» или «эгоистом поневоле»?

6. Совпадает ли ваша оценка пушкинского героя с оценкой критика?

7. Почему в романе «Евгений Онегин» «нет конца»? Как объясняет это Белинский?

8. В чем образ Владимира Ленского, по мнению критика, противоположен образу Онегина?

9. Каковы основные положения 9-й статьи Белинского? С чем вы согласны или не согласны в оценке критиком образа Татьяны Лариной?

10. Чем Белинский объясняет перемены в Татьяне? Как оценивает критик последнее объяснение героев?

11. Что вам понравилось в статьях Белинского? С чем вы не согласились, читая критические статьи?

12. Выпишите понравившиеся цитаты о романе «Евгений Онегин» из статей Белинского.

Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение «Язык романа «Евгений Онегин». (Наблюдения над лексикой и синтаксисом.)

2. «Онегинская строфа». В чем ее своеобразие?

3. Выписать цитаты из критических статей Белинского о героях пушкинского романа.

4. Прочитать трагедию «Борис Годунов».

5. Индивидуальные сообщения или доклады учащихся о произведении А. С. Пушкина «Борис Годунов».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь