Уроки 15–16 СКАЗКА В ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ

0
708

Вид деятельности: декоративное рисование.

Цели: ознакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (Палех, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, лубочная роспись и др.); воспитывать любовь к народному искусству, пробуждать чувство добра и бережного отношения к историческим ценностям нашего народа; развивать интерес к познанию народного декоративно-прикладного искусства и творческого восприятия работ народных умельцев; учить применять навыки и умения в освоении художественной росписи.

Оборудование: для учителя – пособия, готовые изделия, открытки, иллюстрации из книг; для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.

Зрительный ряд: изделия Хохломы, Гжели, Палеха.

Ход уроков

I. Организация класса.

II. Беседа по теме урока.

Беседа строится на «путешествии в прошлое», то есть начинается с лубочной росписи VII в, с чего началась народная живопись, и до современного декоративно-прикладного искусства.

Учащихся знакомят с расписными прялками ХVIII в., городецкой росписью, хохломской, палехской и т. д.

Раскрывается особая выразительность образов народных мастеров, необычность и самобытность каждой росписи. Сравниваются работы народных умельцев и находится общность во всех расписных работах.

Знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, декоративной росписи Гжели, Хохломы и др. помогает углубить представления учащихся о прекрасном в искусстве и действительности.

Недаром произведения мастеров народного декоративного искусства привлекают к себе сегодня такое пристальное внимание. Они широко экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, украшают дома наших современников, внося в них подлинно национальное своеобразие.

В живописном повествовании мастера стремятся детально разработать содержание сказки, чтобы образы были характерными, действия были понятны. Это хорошо просматривается в работах мастеров Палеха.

Творческие работы учащихся должны быть декоративно выразительны, отражать понимание разницы декоративного изображения предмета и реальности; цвет радости, яркий, нарядный.

III. Самостоятельная работа.

Выполнить роспись разделочной доски «под Палех» или «под Городец» (варианты росписи учащиеся выбирают самостоятельно), выявить характерные цветовые сочетания, сюжеты и приемы выбранной росписи.

Для облегчения работы учащимся можно использовать трафареты для росписи. (См. Приложение.)

IV. Викторина «Народно-декоративное искусство».

– Как вы думаете, где могли люди в старину увидеть множество разнообразного товара?

На ярмарке

Флаг поднят. Ярмарка открыта.

Народом площадь вся покрыта…

Вся деревенская краса

Вот так и мечется в глаза!

Из лавок, хитрая приманка,

Высматривают кушаки,

И разноцветные платки,

И разноцветная серпянка,

Тут груды чашек и горшков,

Корчаг, бочонков, кувшинов;

Там – лыки, ведра и ушаты,

Лотки, подойники, лопаты…

И. С. Никитин

Сейчас мы с вами и пройдемся по ярмарке, узнаем, какую же посуду предлагают торговцы.

Работа ведется с иллюстрациями из книг, открытками, фотографиями и др.

Вот и первая лавка. Чем же торгуют в ней? Посмотрите, какие расписные коробейки-сундучки.

– Как эта роспись называется? (Лубочная.)

– Почему лубочная? (Коробки и сундучки делались из луба.)

– Что изображают мастера на лубяных коробейках и сундучках?

– Вот другая лавка. В ней продают уже деревянные сундуки, кованные железом.

– Что изображают народные художники на этих сундуках?

А вот третья лавка. В ней продают расписные колыбельки и прялки.

– Какие сюжеты из жизни взяты для их росписи?

Вот торговец продает деревянную посуду – расписную, золотую.

– Как называется эта роспись? (Хохлома.)

– Почему ее называют золотая хохлома?

А в этой лавке продают керамическую посуду необыкновенной красоты, элегантно-изысканную, сочетающую белый и синий цвет.

– Где делают эту удивительную посуду? Как называется эта роспись? (Гжель.)

Этот торговец продает разделочные доски, шкатулки, хлебницы, расписанные изображениями животных, птиц, розанами и купавками.

– Как эту роспись называют в народном искусстве?

Посмотрите, в этой лавке сказка ожила. Посмотрите на эти шкатулки. Узнаете вы сказки, изображенные на них?

– Какие сказки здесь ожили? (Учитель показывает открытки шкатулок из Палеха.)

– В каком местечке расписывают эти чудо-шкатулки? (Палех.)

Удивительная миниатюрная живопись Палеха дарит светлую радость человеку. Работы выполнены с удивительной тонкостью и четкостью рисунка.

Мы с вами побывали на ярмарке удивительных вещей.

Еще раз внимательно просмотрите все иллюстрации и открытки и обратите внимание, как веками оттачивалось народное мастерство. Все сюжеты для росписи этих вещей взяты из жизни и быта народа. И народные художники старались изобразить этот быт красочным, нарядным, приносящим радость человеку.

V. Самостоятельная работа.

Сейчас вы закончите свои работы. Постарайтесь, чтобы они были красочными, яркими, приносящими радость.

VI. Итог уроков.

Анализ и оценка работ.