Уроки 147-148. Обобщение по теме «Частица»

0
619
вирусы

Уроки 147-148. Обобщение по теме «Частица»

Цели: обобщить знания по теме «Частица»; развивать орфо­ графические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: словарный диктант, анализ предложе­ ний, тест, выполнение упражнений.

Ход уроков

I . Проверка домашнего задания

Упражнение 406: взаимопроверка.

В это время один из учеников выполняет синтаксический разбор предложения у доски.

П. Осложненный словарный диктант

– Составьте словосочетания со словами: Карикатура, недосягаемый, предварительный, сатира, ста­ рательно, чемпион.

III . Анализ предложений

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и зна­ ки препинания, определить разряд и значение частиц.

Древн…я культура так(же) отд…лена во времени от сегодн… шнего человека как д…леки от нас звезды.

Пр…слушиват…сяликсоветуастрол…гапока(не,ни)зан…мат… ся деламира(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п…рспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрач… ном доме пр…слушиваясь к завыванию ветра и скр…пящ…м ступеням ветхой лес…ницы?

Если(бы) (не)ты, я (н…)за(что)(бы) (не)справился!

Комментарий.

Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняш­ него человека, как далеки от нас звезды.

Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы?

Если бы не ты, я ни за что бы не справился!

1-е предложение: смысловая усилительная частица же.

2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смы­ словая отрицательная частица не.

3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.

4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие от­ рицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.

IV . Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. прило­ жение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) а, г; 2) в, г; 3) б, в; 4) а, б; 5) а, г; 6) б, г.

Вариант 2: 1) а, б, в; 2) а, б; 3) б, г; 4) б; 5) а, г; 6) в, г.

V . Выполнение упражнений

Упражнения 408, 412: самостоятельная работа.

Домашнее задание

Упражнение 411: письменно.

Подготовка к диктанту.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь