Уроки 144-145. Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету

0
689
рисование

Уроки 144-145. Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету

Цель: развивать навыки монологической речи, навыки написа­ ния сочинений по данному сюжету.

Методические приемы: пояснения учителя, элементы ана­лиза текста, составление плана, устные рассказы, написание со­ чинения.

Ход уроков

I . Проверка домашнего задания

Упражнение 400: проверка по цепочке.

Упражнение 402: фонетический разбор слова.

II. Подготовка к сочинению

Чтение сюжета рассказа (упражнение 402).

Пояснения учителя.

Перед нами не начало рассказа, а его сюжет, то есть ряд свя­ занных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения. Наша задача – наполнить сюжет описаниями, диалогами, характеристиками, авторской оцен­ кой описываемых действий и событий.

3. Определение стиля рассказа.

Скорее всего, рассказ будет написан в художественном стиле, но явно будут присутствовать и признаки публицистического стиля.

4. Беседа по сюжету.

– Какие описания вы введете в сюжет? (Описания ножика, снегиря.)

Будете ли вы характеризовать мальчиков? (Возможно, бу­ дет излишним давать подробные портретные характе­ристики, характеристику их отношений с товарищами. Основной характеристикой мальчиков являются их дей­ ствия.)

В какой части рассказа лучше всего использовать диалог? (Диалог уместен в сцене, в которой ребята предлагают в об­ мен на ножик разные ценные вещи, а Витя отказывается. Второй небольшой диалог можно вставить в предпоследнюю сцену, в которой Витя отдает Петьке ножик в обмен на снегиря.)

Кого вы выберете рассказчиком?

Как вы выразите авторскую оценку описываемым событиям? (Авторская оценка проявляется уже в сюжете. Она видна и в поступках героев, и в их именах (автор явно неодобри­ тельно относится к Петьке). В конце рассказа можно вы­ вести некую мораль, но лучше, если вы закончите рассказ описанием настроения Вити, описанием радостного осво­ бождения снегиря.)

5. Выбор заглавия, определение основной мысли рассказа.

(Варианты: «Обмен», «Подарок», «Цена свободы».

Первый вариант подчеркивает главное событие рассказа, в результате которого снегирь получил свободу. Второй вари­ ант имеет двойной смысл: подарок отца Вите – «замечательный ножик» и подарок Вити снегирю – свобода. Третий вариант на­зывает общий, философский смысл, который раскрывается в ос­ новной мысли рассказа: как ни дорога какая-то вещь, свобода бесценна.) III . Написание черновиков сочинения-рассказа

Домашнее задание

Закончить работу над сочинением-рассказом.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь