Уроки 41-42. Развитие речи. Выборочное изложение

0
473
компьютер

Уроки 41-42. Развитие речи. Выборочное изложение

Цели: закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложе­ ния текста.

Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопро­ сам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.

Ход уроков

I . Чтение и анализ нескольких творческих работ

II . Работа с текстом

1. Пояснения учителя.

Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той его части, которая касается избранной вами темы. Пере сказ должен идти от третьего лица. Поэтому выберем для изложения только описания героев рассказа Шолохова, их портреты. Вспом­ ните, как вы описывали портрет известного вам человека.

Чтобы облегчить работу, при чтении текста постарайтесь мыс­ ленно представить себе героев, нарисовать их в своем воображении. Тогда вам останется лишь перенести то, что стоит перед вашим мысленным взором, на бумагу.

Выразительное чтение полного текста.

Беседа по вопросам.

О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко зна­ комит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)

Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)

Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)

; – Какова композиция текста?

– Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпи­ теты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смерт­ ной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручон­ ку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза…;
диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)

Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».

Обсуждение заглавия выборочного изложения.

Обсуждение планов (в обсуждении участвуют все, независимо от выбранной темы).

Задание: найти во фрагменте рассказа М.А. Шолохова при­ частия, дать их характеристику.

III . Выборочное изложение

Домашнее задание

Повторить § 9-22.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь