Уроки 147-148. Обобщение по теме «Частица»
Цели: обобщить знания по теме «Частица»; развивать орфо графические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: словарный диктант, анализ предложе ний, тест, выполнение упражнений.
Ход уроков
I . Проверка домашнего задания
Упражнение 406: взаимопроверка.
В это время один из учеников выполняет синтаксический разбор предложения у доски.
П. Осложненный словарный диктант
– Составьте словосочетания со словами: Карикатура, недосягаемый, предварительный, сатира, ста рательно, чемпион.
III . Анализ предложений
Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и зна ки препинания, определить разряд и значение частиц.
Древн…я культура так(же) отд…лена во времени от сегодн… шнего человека как д…леки от нас звезды.
Пр…слушиват…сяликсоветуастрол…гапока(не,ни)зан…мат… ся деламира(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п…рспективу?
Разве я мог заснуть в пустом мрач… ном доме пр…слушиваясь к завыванию ветра и скр…пящ…м ступеням ветхой лес…ницы?
Если(бы) (не)ты, я (н…)за(что)(бы) (не)справился!
Комментарий.
Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняш него человека, как далеки от нас звезды.
Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?
Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы?
Если бы не ты, я ни за что бы не справился!
1-е предложение: смысловая усилительная частица же.
2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смы словая отрицательная частица не.
3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.
4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие от рицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.
IV . Тест
Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. прило жение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1: 1) а, г; 2) в, г; 3) б, в; 4) а, б; 5) а, г; 6) б, г.
Вариант 2: 1) а, б, в; 2) а, б; 3) б, г; 4) б; 5) а, г; 6) в, г.
V . Выполнение упражнений
Упражнения 408, 412: самостоятельная работа.
Домашнее задание
Упражнение 411: письменно.
Подготовка к диктанту.