Уроки 139-140. Отрицательные частицы не и ни

0
228
шрифт

Уроки 139-140. Отрицательные частицы не и ни

Цели: расширить знания учеников о частицах не и ни; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, анализ предложений, выполнение упражнений, игра-кон­ курс.

Ход урока 1

I . Проверка домашнего задания

Игра-конкурс «Частицы в малых жанрах фольклора»

Ученики читают свои примеры. Выигрывает тот, кто назовет последний пример. Примеры ответов:

Если бы да кабы на луне росли грибы…

Стоит Антошка на одной ножке. Кто ни пройдет, всяк поклонится.

Курица не птица.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не все то золото, что блестит.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

II . Изучение темы «Отрицательные частицы не и ни»

1. Объяснительный диктант.

Не у кого узнать, непересекающиеся прямые, не переставая, не отказывайся, не с кем поиграть, не высохшие после дождя лужи, невыученные уроки, не порежьтесь ножом; невелика потеря; не вы­ сокий, а коренастый боксер; непородистая собака; домик невысок; вопиющая неграмотность; не пишите некрасиво.

2. Слово учителя.

Мы только что вспомнили правописание частицы не с разными частями речи, тем самым часть дела по изучению правописания отрицательных частиц не и ни уже сделана.

Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не при­ дает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приоб­ ретать и положительный смысл:

Не могу не вспомнить, как весело прошли каникулы. На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

Заметим, что первая частица не находится перед формами гла­ гола мочь, вторая – перед неопределенной формой глагола. III . Выполнение упражнений

1. Упражнение 385: комментированное письмо; синтаксический
разбор выполняем на доске и в тетрадях.

Комментарий. Предложения, в которых частица не придает отрицательный смысл всему предложению: № 3, 6.

2. Упражнение 386: устный разбор.
Домашнее задание

1.§ 67, с. 175-176. 2. Упражнение 387.

Ход урока 2

I . Лингвистическая разминка

– Запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и пунктограммы, определите разряды и значение частиц.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот кто самый настоящий, лучший друг.

(Смысловые частицы – не и вот; формообразующая частица – самый. Частицы не придают отрицательное значение глаголам-ска­ зуемым, частица вот – указательная, частица самый служит для образования превосходной степени прилагательного.)

II. Проверка домашнего задания

Рассказ учащихся о различных функциях частицы не.

Упражнение 387: проверка по цепочке.

В это время ученик выполняет на доске морфологический раз­ бор слова.

III . Продолжение изучения темы «Отрицательные
частицы не и
ни»

1. Слово учителя.

Функции частицы ни, о которой пойдет речь сегодня, более раз­ нообразны, чем у частицы не. Прочитайте теоретический материал учебника и определите, что нового о частице ни вы узнали.

2. Самостоятельное изучение функций частицы ни – § 67, с. 177,
ответ на вопрос о значении этой частицы, примеры предложений.

IV . Разбор предложений

– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сопос­ тавьте предложения, определите роль не и ни:

А вы друз…я как н… садитесь всё в музыканты «… годитесь. (И.А. Крылов.)

М…лоток (не, ни) должен быть (не, ни) т…ж(е, о)лым, (не, ни)слишком ле… ким.

Комментарий.

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

(И.А. Крылов.)

Молоток не должен быть ни тяжелым, ни слишком легким.

Частица не в обоих предложениях придает отрицательное значе­ние глаголам-сказуемым. В первом предложении частица ни служит для усиления отрицания. Во втором перед нами составной союз

ни – ни.

Примечание: сведения о составном союзе ни ни являются опе­ режающими; возможно, ученики сами определят принадлежность ни-ни к составным союзам.

V. Выполнение упражнений

Упражнение 388: комментированное письмо.

Упражнение 389: устный разбор.

Упражнение 390: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание

§ 67.

Упражнение 391: письменно.

Упражнение 392: устно (подготовка к диктанту).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь