Уроки 144-145. Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету
Цель: развивать навыки монологической речи, навыки написа ния сочинений по данному сюжету.
Методические приемы: пояснения учителя, элементы анализа текста, составление плана, устные рассказы, написание со чинения.
Ход уроков
I . Проверка домашнего задания
Упражнение 400: проверка по цепочке.
Упражнение 402: фонетический разбор слова.
II. Подготовка к сочинению
Чтение сюжета рассказа (упражнение 402).
Пояснения учителя.
Перед нами не начало рассказа, а его сюжет, то есть ряд свя занных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения. Наша задача – наполнить сюжет описаниями, диалогами, характеристиками, авторской оцен кой описываемых действий и событий.
3. Определение стиля рассказа.
Скорее всего, рассказ будет написан в художественном стиле, но явно будут присутствовать и признаки публицистического стиля.
4. Беседа по сюжету.
– Какие описания вы введете в сюжет? (Описания ножика, снегиря.)
Будете ли вы характеризовать мальчиков? (Возможно, бу дет излишним давать подробные портретные характеристики, характеристику их отношений с товарищами. Основной характеристикой мальчиков являются их дей ствия.)
В какой части рассказа лучше всего использовать диалог? (Диалог уместен в сцене, в которой ребята предлагают в об мен на ножик разные ценные вещи, а Витя отказывается. Второй небольшой диалог можно вставить в предпоследнюю сцену, в которой Витя отдает Петьке ножик в обмен на снегиря.)
Кого вы выберете рассказчиком?
Как вы выразите авторскую оценку описываемым событиям? (Авторская оценка проявляется уже в сюжете. Она видна и в поступках героев, и в их именах (автор явно неодобри тельно относится к Петьке). В конце рассказа можно вы вести некую мораль, но лучше, если вы закончите рассказ описанием настроения Вити, описанием радостного осво бождения снегиря.)
5. Выбор заглавия, определение основной мысли рассказа.
(Варианты: «Обмен», «Подарок», «Цена свободы».
Первый вариант подчеркивает главное событие рассказа, в результате которого снегирь получил свободу. Второй вари ант имеет двойной смысл: подарок отца Вите – «замечательный ножик» и подарок Вити снегирю – свобода. Третий вариант называет общий, философский смысл, который раскрывается в ос новной мысли рассказа: как ни дорога какая-то вещь, свобода бесценна.) III . Написание черновиков сочинения-рассказа
Домашнее задание
Закончить работу над сочинением-рассказом.