Уроки 14–15
«Одна свобода мой кумир» (А. С. Пушкин)
(Патриотические и вольнолюбивые стихи
А. С. Пушкина)
Цели: показать идейную близость Пушкина к декабристам; познакомить старшеклассников с произведениями «К Чаадаеву», «Волность», «Деревня», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…»; донести до сознания учащихся идейное и эмоциональное содержание стихотворений; выяснить, в чем притягательная сила произведений Пушкина для современников; развивать представление о гражданской лирике, умение анализировать поэтическое произведение.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
…в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
А. С. Пушкин. Памятник
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
1. Когда сложились свободолюбивые взгляды Пушкина?
2. Какое воздействие на поэта оказала Отечественная война 1812 года?
3. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Какие интересные мысли высказал поэт?
Патриотические и вольнолюбивые взгляды Пушкина сложились еще в Царскосельском лицее. Лицеисты с восторгом слушали лекции любимых преподавателей: А. П. Куницына, И. К. Кайданова, Д. И. Будри, А. И. Галича, отличавшиеся критикой деспотизма и крепостного права.
Начавшаяся Отечественная война 1812 года наложила свой отпечаток на настроение Пушкина. Его, как и многих других лицейских товарищей, охватило глубокое патриотическое воодушевление. Впечатления войны 1812 г. оказались особенно глубокими для Пушкина.
II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).
Беседа по вопросам:
1. Против кого направлено негодование поэта?
2. Какие, на ваш взгляд, самые сильные строки оды?
3. К чему призывает поэт?
4. Чем ода Пушкина отличается от оды Радищева?
5. Каково влияние оды «Вольность» на современников Пушкина?
Поэт обличает «тиранов мира». Он призывает соблюдать закон, которому «одинаково подвластны» и цари, и простые люди. Передовая молодежь восприняла пушкинскую оду как призыв к революции.
III. Стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.
С Петром Яковлевичем Чаадаевым, блестяще образованным офицером, участником Бородинского сражения, Пушкин подружился еще в лицее. «Влияние на Пушкина было изумительно. Он заставлял его мыслить», – написал о Чаадаеве в своих воспоминаниях Я. И. Сабуров. Молодые люди мечтали участвовать в борьбе за освобождение родины от самодержавия. Но… неожиданно Чаадаев уехал за границу. В восстании декабристов участие не принял.
Беседа по вопросам:
1. Почему это стихотворение написано в жанре послания?
2. Как обращается Пушкин к Чаадаеву?
3. В чем разница между обращениями – «мой друг» и «товарищ»?
4. Почему любовь, надежду, тихую славу поэт называет «юными забавами»?
5. Объясните значение слова «роковой».
6. Какие сравнения, метафоры, слова-символы выражают гражданские чувства поэта? Его душевное состояние?
7. Почему в стихотворении повторяется слово «пока»?
8. Какие мысли и чувства, характерные для декабристов, выражены в послании? Почему оно было дорого декабристам?
Стихотворение отражает те общественно-политические взгляды и настроения, которые объединяли Пушкина и Чаадаева с передовыми людьми того времени. Поэт призывает своего друга бороться за свободу отчизны, ей посвятить «души прекрасные порывы».
IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.
Беседа по вопросам:
1. Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение Пушкина?
2. В построении стихотворения автор прибегает к приему противопоставления. Для чего?
3. Что думает о русской деревне поэт-мечтатель?
4. Проследите по тексту, как меняется описание деревни во второй части?
5. На чем основывается благополучие крепостнического государства?
6. Что возмущает поэта до глубины души? Каким явлениям действительности произносится приговор в этом стихотворении?
Цензура впервые разрешила напечатать «Деревню» (полностью) в 1870 году, спустя девять лет после отмены крепостного права (1861).
Пушкин обличает крепостничество и ратует за освобождение народа. Он выражает мечту всех мыслящих людей его эпохи: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?» Произведение Пушкина покоряет беспощадной правдой фактов и чувств, поднятых на высоту огромных обобщений.
V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («В Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.
Беседа по вопросам:
1. Расскажите об истории послания. (Через жену декабриста Н. М. Муравьева – Александру Григорьевну Муравьеву, отправлявшуюся к мужу в сибирскую ссылку, А. С. Пушкин передал стихотворение ссыльным декабристам.)
2. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?
3. Как вы понимаете слова: «во глубине сибирских руд», «оковы тяжкие», «каторжные норы», «мрачные затворы», «темницы»?
4. Какое отношение поэта вызывают декабристы и дело их жизни?
5. Что хотел сказать друзьям Пушкин, отправляя свое послание в Сибирь?
6. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?
Послание Пушкина – огромное событие в жизни ссыльных декабристов. (Да и со стороны Пушкина этот поступок – проявление высокого мужества поэта.) «Свободный глас поэта» дошел до декабристов и позволил им не потерять веры в «любовь и дружество». В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль «об историческом значении дела декабристов», выразил надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей.
Александр Иванович Одоевский – поэт-декабрист ответил Пушкину своим стихотворением. (Чтение ответа.)
О значении для декабристов стихов Пушкина свидетельствуют показания декабристов, их отзывы, письма.
М. П. Бестужев-Рюмин: «Везде слыхал стихи Пушкина, с восторгом читанные…»
В. И. Штейнгель: «Кто из молодых людей, несколько образованных, не читал и не увлекался произведениями Пушкина, дышащими свободой!»
П. А. Бестужев: «Мысли свободные зародились во мне… от чтения различных рукописей, каковы «Ода на свободу», «Деревня»… разные «Послания» и пр., за которые пострадал знаменитый наш А. Пушкин» [1].
Домашнее задание.
1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина «Анчар» или «Арион».
2. Письменный анализ лирического произведения (по выбору учащихся).