Уроки 136-137. Развитие речи. Устное сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Цели: закрепить орфографические навыки раздельного и де фисного написания частиц; развивать навыки монологической речи, навыки описания произведения живописи.
Методические приемы: лингвистический разбор, игровая си туация, составление плана, устное описание картины.
Ход уроков
I . Проверка домашнего задания
Рассказать о случаях раздельного и дефисного написания частиц.
Упражнение 379: двое учеников на доске записывают свои предложения с то.
Упражнение 381: проверка по цепочке.
II . Подготовка к устному сочинению по картине К.Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень»
Рассматривание иллюстрации на вклейке учебника.
Обозначение игровой ситуации.
Задание (по упражнению 382): попробовать себя в роли теле ведущего.
3. Сбор материала для выступления.
Ученики высказывают свои впечатления о картине, предлагают свои линии развития «телепередачи».
Составление планов выступлений или сценариев (у каждого может быть свой, оригинальный план).
Написание черновиков.
III. Устные сочинения-выступления
Примерное начало сценария «телепередачи» из цикла «Времена года»:
После заставки камера показывает февральский пейзаж, по хожий на тот, который изображен на картине К.Ф. Юона. Звучит музыка из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Изображение меняется: перед зрителями во весь экран картина К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Камера отъезжает, показывая ведущего, стоящего рядом с картиной.
Ведущий. Этот февральский день на картине Константина Федоровича Юона может в самый жаркий июльский полдень пере нести нас в другой полдень – в спокойную и радостную прохладу наступающей весны.
Зима сдает свои позиции: это видно по глубоким следам на уже подтаявшем снегу, по длинным, чуть розоватым теням, по легкой дымке, окутавшей деревья, готовые к встрече весны…
IV. Обсуждение выступлений
Домашнее задание
§ 66 – самостоятельное изучение теоретического материала.
Упражнение 384.