Урок «Воздействие человека на природу» (§ 19)

0
768
физика

Основная задача урока: помочь школьникам понять, что воздействие человека на природу бывает разным и, к сожалению, не всегда положительным.

План изучения нового материала

1. Вводная беседа.

2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая.

3. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.

Оборудование урока: выставка рисунков школьников на тему «Природа моего края», иллюстрации пейзажей известных мастеров или самодеятельных художников.

Начать урок можно со знакомства класса с каким-либо произведением живописи, посвящённым природе. Очень хорошо, если школьники познакомятся с рисунками своих сверстников (их надо заранее подготовить).

Обсуждение можно построить примерно по такому плану: о чём рассказывает художник в своей картине? Какие живописные особенности картины вас привлекли? Какое настроение вызвало у вас созерцание этой картины? Какое отношение к природе хотел передать художник? Случалось ли вам лично видеть подобный пейзаж в жизни? Какие у вас остались впечатления? Хотелось бы вам побывать там ещё раз? Если да, то почему?

После обмена впечатлениями можно поставить классу в определённой мере неожиданный вопрос о том, какое самое громкое на Земле слово они знают. При этом следует пояснить, что имеется в виду не сила звука, а тревожность звучания, озабоченность, чувство опасности. Школьники могут назвать множество разных слов, но учителю важно направить их мысль к разговору об экологии и познакомить с мнением знаменитого писателя В. Распутина, озвученным в рубрике «Обсудим вместе». Если понадобится, учитель поможет ребятам уяснить смысл высказывания.

Затем можно предложить школьникам вспомнить, что им вообще известно об экологии, об экологическом кризисе. Подводя итог, педагог поможет классу кратко сформулировать ответ, отметив, что у термина «экология» сегодня два смысла: во-первых, это наука о взаимодействии организмов, в том числе и человека с окружающей средой; во-вторых, это слово сегодня принято употреблять не только в научном, но и в более широком смысле, когда хотят сказать вообще о состоянии окружающей среды (например, хорошая экология, плохая экология, экологически вредный). Когда говорят об экологическом кризисе, имеют в виду тяжёлое состояние природы, разрушение окружающей среды.

В заключение разговора уместно поставить риторические вопросы: откуда же пришла беда? Почему она стала вселенской, всепланетной? Чтобы зафиксировать внимание класса, рекомендуем подчеркнуть, что эти вопросы основные на данном уроке. Поэтому и с ответом торопиться не следует.

Можно предложить классу подумать над проблемой: как в ходе истории складывались экологические связи человека с окружающей средой?

Понятно, что отвечать на этот вопрос можно бесконечно, тем более что ответ опирается на знания из курсов об окружающем мире, истории, биологии. Рекомендуем не уходить далеко от текста учебника и сосредоточить внимание на следующих смысловых моментах.

Прежде всего важно объяснить классу, что наряду с другими экологическими факторами (такими, как растения, животные, а также свет, температура, влажность и т. д.), влияющими на жизнь природы, особым экологическим фактором стал человек. Особым его называют потому, что именно человек оказывает теперь решающее воздействие на судьбу многих живых существ, да и всей окружающей природной среды. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Чтобы несколько развить эту мысль, учитель должен коротко напомнить классу об истории развития хозяйственной деятельности человека, о так называемом производящем хозяйстве и об исключительной способности человека к творчеству, благодаря которой он создавал и всегда будет создавать что-то новое — вторую природу.

Далее рекомендуем подчеркнуть важное для урока положение об особенностях хозяйственной деятельности человека: активно вторгаясь в жизнь природы, человек мало заботился о последствиях своего вторжения.

В качестве варианта можно предложить провести беседу. Вначале ставятся примерно такие вопросы: какие вы знаете экологические факторы, влияющие на жизнь природы? Как вы думаете, влияет ли человек на природу? Можно ли его тоже назвать экологическим фактором? Как вы думаете, почему учёные называют человека особым экологическим фактором? Тут учителю, возможно, придётся помочь классу с ответом или порекомендовать прочитать в учебнике соответствующий фрагмент.

Другой этап беседы касается истории развития хозяйственной деятельности человека. Здесь уместны такие, например, вопросы: о каких великих хозяйственных открытиях человека вы знаете? Что такое производящее хозяйство? В чём находит своё выражение способность человека к творчеству? Что означает выражение «вторая природа»? Почему современные учёные-экологи обеспокоены состоянием окружающей среды? Можно ли утверждать, что влияние человека на природу бывает как положительным, так и отрицательным? Приведите примеры.

В ходе беседы учитель помогает учащимся сформулировать ответы или предлагает им предварительно прочитать небольшие фрагменты в учебнике.

Задачи изучения третьего пункта плана — расширить представления учащихся о воздействии человека на природу. Здесь также работа строится поэтапно.

Прежде всего внимание класса обращается на эксплуататорско-барское отношение к природе («Человек — царь природы!»), которое сложилось в ходе истории в результате невежества, алчности, равнодушия, а также, как ни странно, под влиянием успехов хозяйственной деятельности и великих научно-технических открытий («Мы — покорители природы!»). Коротко, в рамках учебника, следует сказать о последствиях такого отношения.

Если позволит время, эту мысль можно проиллюстрировать фрагментом статьи под названием «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 г.:

«…ранним утром 28 августа 1897г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосным шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбуждённые, нарядно одетые всадники. Шла царская охота. Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».

Учитель может коротко прокомментировать фрагмент статьи. За одну охоту уничтожено почти двести крупных животных. Причём охота шла в заповеднике, где даже костры нельзя разжигать. Истребляли животных люди отнюдь не голодные. Зачем? Как мы теперь знаем, скоро в этом заповеднике редчайшие на земле животные — зубры — исчезнут вообще.

Далее учитель знакомит школьников с. предупреждением современной науки, условно названным великим экологическим правилом. Суть его в необходимости сбалансированного отношения к природным богатствам: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать без ущерба для себя. Отсюда вытекает важнейшее требование к человеку: глубже изучать законы природы, её возможности и ограничения. Например, учёные подчёркивают, что природные богатства подразделяются на две группы

— исчерпаемые и неисчерпаемые.

Рекомендуем составить схему или просто написать на доске в два столбика состав той и другой группы (см. учебник), а затем поставить классу вопрос: почему люди в своей хозяйственной деятельности должны учитывать разделение, предложенное учёными?

Природные ресурсы

Исчерпаемые

Неисчерпаемые

Богатства недр

Космические ресурсы

Почва

Климатические ресурсы

Растительный и животный

Водные ресурсы

Выслушав ответы, вполне уместно познакомить учащихся с кратким рассказом о жизни великого русского учёного В. И. Вернадского. Как это сделать методически, учитель решит сам, по обстановке. Можно предложить учащимся прочитать в учебнике короткий фрагмент «Жил на свете человек». Важно обратить внимание на научные выводы Вернадского.

Последний пункт плана охватывает две близкие по смыслу подтемы — «Загрязнение атмосферы» и «Загрязнение воды и почвы». На данном этапе работы у школьников складывается более полное представление об отрицательном воздействии людей на всю биосферу, которое и привело к всеохватывающему экологическому кризису.

Поскольку материал двух параграфов достаточно обширен, советуем учителю сосредоточиться на основном. Предлагаем примерно такую последовательность работы.

Вначале проводится короткая беседа о словах «грязный», «загрязнённый». Затем класс знакомится с двумя причинами загрязнения окружающей среды, на которые указывают учёные: естественными и произошедшими в результате деятельности человека. После краткого рассмотрения примеров естественного загрязнения важно сосредоточить внимание класса на результатах деятельности человека. При изложении этого материала учитель опирается на текст учебника.

Можно организовать беседу по следующим вопросам: какие загрязнения создаёт деятельность человека? Каковы основные причины загрязнения? Какие из них наиболее опасны? Что такое смог?

Учащиеся называют множество разных видов загрязнения (от обычного мусора до радиоактивных отходов и даже космического мусора), а также его источников (заводы, автомобили, самолёты). Подводя итог, учитель выделяет как наиболее опасные именно промышленные загрязнения.

Далее важно помочь классу чётко указать на опасности, которые создаёт загрязнение: во-первых, на огромную потребность в топливе всех видов (а значит, необходимость снова и снова брать у природы исчерпаемые богатства); во-вторых, на сжигание атмосферного кислорода, без которого невозможно существование человека и других живых существ, и, в-третьих, на задымление, в результате которого образуется ядовитый туман — смог.

Затем учитель делает важный вывод: одним из отрицательных последствий активной хозяйственной деятельности человека является загрязнение атмосферы. Аналогичным образом прорабатывается материал о загрязнении воды и почвы. В своём изложении учитель придерживается логики учебника.

Если педагог изберёт вариант беседы, можно предложить классу примерно такие вопросы: каковы основные причины загрязнения воды и почвы? В чём опасность такого загрязнения? Что такое кислотные дожди? В чём их опасность? При необходимости в поисках ответа учитель может рекомендовать школьникам прочитать те или иные фрагменты учебника.

В ходе беседы устанавливается, что наряду с промышленными отходами не меньшую опасность для почвы и воды создают бытовые отходы.

В заключение желательно поставить классу вопрос: что же происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли в результате хозяйственной деятельности человека?

В процессе обсуждения учащиеся приходят к печальному выводу о том, что некоторые так называемые неисчерпаемые богатства Земли тоже оказались под угрозой со стороны человека. Учитель предлагает классу подумать: можно ли эти богатства и дальше уверенно называть неисчерпаемыми?

Если позволит время, рекомендуем познакомить учащихся с впечатлениями знаменитого шведского путешественника Тура Хейердала, который в 1947 г. на примитивном самодельном плоту переплыл Тихий океан, а спустя 22 года на столь же примитивной парусной лодке пересёк Атлантику. Его поразило, как быстро, буквально за два десятилетия, человек загрязнил казавшийся необъятным Мировой океан. В своих воспоминаниях он писал о том, что в 1947 г., когда плот «Кон-Тики» прошёл около 8 тыс. км в Тихом океане, экипаж на своём пути не видел никаких следов человеческой деятельности, а в 1969 г., дрейфуя на парусной лодке «Ра», увидели — до какой степени загрязнён Атлантический океан: пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. У берегов Африки, посреди океана, в районе Вест-Индских островов, до самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута.

Можно добавить, что в последние годы идёт активное загрязнение вод Мирового океана и морей ядохимикатами и радиоактивными отходами. Причём общая масса загрязняющих веществ продолжает расти, а проблемы, связанные с очисткой воды, остаются нерешёнными.

Завершая урок, желательно напомнить учащимся высказывание писателя В. Распутина и спросить, почему же так тревожно звучат его слова. Откуда пришла беда, о которой он говорит? Почему писатель называет её вселенской?

Итак, современная экология не даёт повода для традиционного оптимизма, и есть основание вызвать тревогу в душах детей. Но если учитель придерживается другого мнения и у него есть аргументы для других выводов, — он всегда вправе их сделать.