Урок «Виды и формы бизнеса» (§ 15)

0
26
рисование

Рассматриваемая тема является логическим и содержательным продолжением темы параграфа «Производство, затраты, выручка, прибыль».

Цель уроков — познакомить учащихся с видами и формами бизнеса, правильный выбор которых является условием успешности экономической деятельности.

План изучения нового материала

1. Что такое бизнес.

2. Виды бизнеса.

3. Формы бизнеса.

Развитие рыночных отношений в российской экономике способствовало появлению различных форм детского и молодёжного предпринимательства. Многие школьники включаются в доступные формы бизнеса или планируют участвовать в нём. Им, несомненно, полезно получить доступные знания и практические советы, как действовать и добиваться успеха в этой деятельности. Жёсткие законы рынка и социальная действительность формируют у молодых стремление самим отвечать за своё настоящее и будущее, знать и надеяться на свои способности, овладевать необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной, инициативной трудовой деятельности. Значительная часть молодёжи мечтает посвятить себя бизнесу. Это подтверждают многочисленные опросы российских старшеклассников. Их анализ позволяет судить о мотивах выбора и об интересе к предпринимательской деятельности: «перспективное и выгодное дело», «возможность улучшить материальное положение своё и близких»,

«хочу получить больший контроль над своим будущим», «смогу заниматься любимым делом и быть его хозяином». Стремление молодёжи к самостоятельности, самореализации, экономической независимости естественно. Но сомнительно ждать успеха в деле от людей, не знающих это дело. Ведь быть хорошим предпринимателем — это не столько хитрость, удачливость, способность крутиться и «делать деньги» любым путём, но в первую очередь высокий профессионализм в деле. Поэтому учиться предпринимательству можно начинать со школьной скамьи. Семикласснику важно получить реалистическое представление об этой деятельности, знать основы её ведения. И первый шаг в этом познании учащиеся могут сделать, усвоив материалы рассматриваемого урока.

При объяснении нового материала учителю полезно опереться на содержание курса

6 класса (см. параграфы «Познай самого себя», «Труд — основа жизни», «На пути к жизненному успеху»). Важно также учесть, что тема урока получит своё дальнейшее развитие в старших классах.

Всё вышеизложенное определило следующие задачи урока:

— сформировать представление учащихся о понятии «бизнес», об основных видах бизнеса (производственный, торговый, финансовый) и раскрыть их взаимосвязь;

— характеризовать наиболее распространенные формы бизнеса и особенности их организации;

— обосновать личностную и общественную значимость производственного бизнеса;

— способствовать освоению учащимися рациональной модели поведения в бизнесе.

Традиционный комбинированный урок по теме может быть построен на сочетании объяснения учителем нового материала на основе учебного текста и организации выполнения практических заданий рубрики «В классе и дома», обсуждения дополнительных проблемных вопросов, обращения к словарю и организации участия в игровом задании «Экзамен на бизнесмена».

Изучение материала целесообразно начать с обсуждения вопросов рубрики «Вспомни», которая позволит установить содержательную связь урока с курсом 6 класса и урока 14 «Производство: затраты, выручка, прибыль». Итоги обсуждения помогут перейти к актуальному вопросу для учащихся: как добиться жизненного успеха и благополучия? Важно дать высказаться всем желающим, помочь учащимся, используя имеющийся социальный опыт и знания, сформулировать свои предложения и аргументы.

Учитель обобщает результаты дискуссии и подводит учащихся к необходимым выводам. Можно выбирать разные способы достижения успеха в жизни, например ждать богатого наследства, надеяться на удачу, на выигрыш в лотерею. Один из путей к быстрому личному благосостоянию — это создание хозяйственной организации (фирмы) за счёт собственных или заёмных денег ради производства товаров или услуг и получения на этой основе дохода. Своё дело позволит управлять самому своей судьбой, быть хозяином себе самому, приносить реальную пользу окружающим, развивать свои способности.

Важная задача изучения первого раздела параграфа «Что такое бизнес» — сформировать представление о бизнесе, расширить знания учащихся за счёт дополнительной информации, найти интересные примеры из практической жизни.

Значение слов «предпринимательство» и «бизнес» — хозяйственное дело и деловые отношения между его участниками. Термин «предпринимательство» ввёл в научный оборот в XVII в. ирландский экономист Ричард Кантильон. Это понятие он связывал с организацией новой идеи, продукта, вида услуг, предприятия и т. п. Исторически развитие понятия «предприниматель» прошло следующие стадии: организатор парадов и музыкальных представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных проектов; человек, действующий в условиях риска; лицо, заключившее с государством

контракт, стоимость которого оговорена заранее; человек-новатор, создающий что-либо новое в производстве, технологии, продукте; человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой. В воображении многих россиян бизнес представляется лёгким и большим заработком без трудовых усилий. В реальности же это очень трудное и хлопотное дело, а весь груз забот, усилий, ответственности и риска за его исход ложится на плечи предпринимателя, который может не только выгоду не получить, но даже потерять то, что имел.

Разговор о главном действующем лице бизнеса — предпринимателе строится с опорой на материалы рубрики «Жил на свете человек». Учащиеся знакомятся с известным русским книгоиздателем И. Д. Сытиным. Его жизненный путь от полуграмотного ученика торговца книжной лавки до одного из самых богатых российских предпринимателей убеждает учащихся в том, что любовь к своему делу, деловитость и энергичность в стремлении совершенствовать его помогают успеху в жизни. Однако стоит обратить внимание семиклассников на то, что настоящим предпринимателем может стать не каждый желающий. Можно привести утверждение основателя фирмы «Пицца-Хат» Франка Карни, что для начала нового дела нужно больше, чем просто идея. Оно требует особой личности. Для понимания этого утверждения полезно провести практическое занятие «Портрет современного предпринимателя».

Цель занятия — сформировать у учащихся представление о личности предпринимателя, требованиях, предъявляемых предпринимательской деятельностью к её участникам.

Используя метод коллективного творчества — «мозговой штурм», всем участникам предлагается высказать мнение по предложенной проблеме.

Предметом обсуждения могут стать знания и умения, личностные качества предпринимателя, значимые для деятельности. Можно построить обсуждение как по отдельным составляющим «портрета», так и в целом по всему облику предпринимателя. Можно предложить и такие варианты опроса мнений учащихся. Учитель предлагает список, в котором учащиеся отмечают необходимые качества предпринимателя, производится подсчет и обсуждение. В списке качеств учащиеся против каждого выставляют оценку от 1 до 5 в зависимости от важности этого качества для предпринимателя с точки зрения учащегося. В итоге оценки подсчитываются и обсуждаются.

Следующий шаг в обучении — усвоение роли предпринимательства в обществе. Начать можно с постановки дискуссионного вопроса: предпринимательство — тормоз или двигатель развития общества? Опираясь на учебный текст

и материалы рубрики «Путешествие в прошлое», учитель может подвести учащихся к ряду значимых положений:

— экономическое и социальное в предпринимательстве тесно взаимосвязано;

— предприниматель, движимый стремлением получить прибыль, находит новые возможности производства, производит продукцию (экономическое), а в процессе трудовой деятельности воспроизводятся условия жизнедеятельности людей, сами люди и общественные отношения (социальное). При этом следует учитывать, что для решения социальных вопросов необходимы ресурсы, которые могут быть получены только на основе экономического, т. е. достижение социальных целей основывается на экономическом росте.

Предприниматель может «делать деньги», лишь ориентируясь на человека, его потребности, и чем конкретнее будет такая ориентация, тем больший успех эта деятельность принесёт.

Общество заинтересовано оказывать поддержку предпринимательству как важному стимулятору предприимчивости многих людей, побуждающему человека к активному проявлению его инициативы и самостоятельности. А всякое ограничение деловой активности граждан — тормоз на пути экономического развития общества и его благополучия.

Изучение раздела «Виды бизнеса» целесообразно построить на основе учебного текста и организации выполнения учащимися заданий 1 (обсуждение результатов опережающего домашнего задания) и 3 рубрики «В классе и дома».

Усвоение материала раздела «Формы бизнеса» полезно закрепить обсуждением материалов следующей таблицы.

Форма

организации

бизнеса

Достоинства

Недостатки

Единоличное

предприятие

Легко создать Легко контролировать Свобода действий Неограниченная самостоятельность

Трудно найти средства для расширения фирмы Владелец должен сам управлять фирмой Высокий риск и ответственность

Товарищество

Легко создать Легче собрать необходимые средства для развития

Возможны конфликты между партнерами Трудно собрать средства для крупных проектов

Акционерное

общество

(корпорация)

Можно собрать огромный капитал путем продажи акций. Можно нанять профессиональных

ЛГПГатЭ TTdtTMTTTTV

Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций. Много усилий по работе с акционерами

Возможен вариант игрового занятия.

Половина класса делится на три акционерных общества — производственные предприятия. Другая половина — потенциальные акционеры. Коллективы предприятий за 10 минут разрабатывают план своей «Деловой игры» (см. разделы плана в рекомендациях к уроку «Производство: затраты, выручка, прибыль») с целью привлечения акционеров. Затем они рекламируют свою деятельность. В это время вторая половина класса изготавливает жетоны для покупки акций. Чьё предприятие соберёт большее число акционеров, тот и будет победителем.

Завершить урок можно обсуждением заданий рубрики «Учимся создавать свой бизнес». Учащиеся пробуют сделать свой выбор и обосновывают его правильность, опираясь на предложенные в тексте рекомендации и советы.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь