Задача урока: введение учащихся в понимание сущности социальной группы. На доступном конкретном материале с опорой на содержание курса 6 класса учащиеся знакомятся с существованием различных групп и системой отношений в них. Наряду с этим материал темы на приме ре групповых норм подводит учащихся к осознанию :пшчи мости социальных норм и санкций.
Имеющийся у семиклассников опыт школьной жизни даёт возможность углубить и расширить представление о направленности групповых интересов.
Обобщая имеющиеся знания и обогащая их новыми аспектами, урок помогает развитию ответственности учащихся за свои решения и поступки, стимулирует проявление инициативы, лидерских качеств.
План изучения нового материала
1. Какие бывают группы.
2. Группы, которые мы выбираем.
3. Кто может быть лидером.
4. Что можно, чего нельзя и что за что бывает.
5. О поощрениях и наказаниях.
6. С какой группой тебе по пути.
Урок можно начать с рассмотрения вопросов рубрики «Обсудим вместе». Они служат своеобразной основой для концентрации внимания, нацеливают на изучение новой темы. Ответы на вопросы помогут учителю определить уровень имеющихся исходных представлений учащихся. Целесообразно в ходе урока опираться на эти представления, расширяя и углубляя их.
Изучение раздела «Какие бывают группы» включает в себя три взаимосвязанных вопроса:
1. В какие группы входят и войдут в дальнейшем семиклассники?
2. Чем одна группа отличается от другой (или что объединяет людей в каждой группе)?
3. Можно ли самому подобрать для себя группу?
Рассмотрение этих вопросов можно провести путём обращения учащихся к тексту учебника с последующими устными ответами по каждому из них. Как вариант можно разделить класс на три группы (или использовать имеющиеся ряды), дать каждой из них по одному вопросу и предложить найти в тексте первого раздела всё, что относится к нему.
Заслушав и обобщив ответы, учитель в случае необходимости может дополнить их, опираясь на текст учебника.
Работу по изучению раздела «Группы, которые мы выбираем» рекомендуем строить на основе рассказа учителя с обращением к учащимся с отдельными вопросами.
Например:
1. Приходилось ли вам в каком-то деле стать организатором группы ребят? Если приходилось, то расскажите об этом.
2. Знаете ли вы группы ребят, которые объединены общими интересными и полезными делами? Если знаете, то назовите их.
3. Что даёт человеку группа? Какие качества она в нём развивает?
Важно при освещении содержания и работе над вопросами удержаться от абстрактной подачи материала и периодически использовать адресное, личное обращение к каждому учащемуся, сидящему в классе. Этому помогут вопросы, содержащие местоимения «я», «ты», «меня», «тебя». Например, учитель может обратиться к классу со словами:
«А сейчас я прошу каждого из вас задать себе вопросы: чему меня научили ребята в классе или другой группе? Чему я могу их научить сам?»
Такое обращение стимулирует внимание, интерес, а ответы дают возможность услышать и поднять авторитет учащихся, особо не отличающихся в учёбе.
Переходя к изучению следующего раздела, полезно предложить учащимся поразмышлять над вопросом, давшим ему название: «Кто может быть лидером?» Выслушав ответы, учитель может несколько расширить представления учеников, обратив их внимание на то, что в разных делах и разных группах лидерами могут быть разные ребята. А в одной группе, как правило, бывает несколько разных лидеров, которые не соперничают, не борются друг с другом, а играют свою собственную роль в группе. При этом лидерами справедливо считают не только организаторов. Лидером, например, многие считают того человека, который доводит до конца начатое группой ребят дело (даже тогда, когда остальные «остыли» и переключились на что-то другое), — он лидер по достижению цели. И того справедливо считают лидером, кто создаёт в группе хорошее настроение, — о нём часто говорят «эмоциональный лидер».
Полезно остановить внимание на описанных в учебнике проблемных ситуациях (о парне, который отличался своей силой и часто обижал тех, кто был слабее, заставлял их делать то, что ему хотелось; об ученике, который стремился любой ценой по всем предметам получать только отличные отметки). Целесообразно задать вопрос: можно ли считать этих ребят лидерами? При ответах учителю важно побуждать ребят приводить собственные доводы, объясняющие их мнение.
Последний абзац этой части параграфа можно попросить одного из учащихся зачитать вслух.
Далее учитель знакомит учащихся с содержанием раздела «Что можно, чего нельзя и что за что бывает».
Основное понятие данного раздела — «групповые нормы». Определение этого понятия может быть введено учителем и закреплено с помощью обращения к тексту. С этой целью можно попросить учащихся найти в тексте значение слова «нормы», а также ответ на вопрос, для чего нужны групповые нормы.
Важно сделать акцент на том, что человек, который не выполняет групповые нормы, противопоставляет себя группе. В учебнике приведён пример, знакомый семиклассникам с детства. Это герой известной детской песенки Ю. Энтина «Антошка». Учитель может включить запись этой песни. При желании ребята могут подпевать.
Завершить работу с разделом может обсуждение вопроса, данного в последнем абзаце текста. Оно одновременно послужит переходом к освещению следующей части параграфа о поощрениях и наказаниях.
Раздел «О поощрениях и наказаниях» даёт учащимся чёткое представление о том, что такое групповые санкции. Целесообразно адресовать семиклассников к абзацу, в котором встретился этот термин.
Усвоению данного понятия может помочь текстуальное обращение учащихся к первому абзацу раздела, который содержит конкретные примеры групповых санкций. Как вариант можно предложить учащимся в качестве задания выписать из текста различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки), дополнить список.
Переключить внимание на иллюстративный материал помогут рубрики «Путешествие в прошлое» и «Картинная галерея». Они раскрывают содержание темы на конкретных примерах из мировой и отечественной истории. Возможен вариант предварительного знакомства одного-двух учащихся с текстом рубрики «Путешествие в прошлое» и его эмоциональный пересказ в классе. В качестве текущего закрепления можно попросить учащихся привести примеры групповых норм, характерных для средневековых рыцарей. При наличии времени возможно выполнение задания 5 рубрики «Проверь себя».
Логическим продолжением раскрытия темы станет работа над разделом «С какой группой тебе по пути», содержание которого опирается на уже сформированные представления о групповых нормах. При освещении данного фрагмента уместен эмоциональный рассказ учителя, опирающийся на содержание соответствующего раздела учебника. Возможен также вариант комментированного чтения данного раздела.
Важно акцентировать внимание учащихся на том, что, к какой бы группе ни принадлежал человек, он ответствен за своё поведение.
Данный материал наряду с познавательной выполняет важную воспитательную функцию: учит сознательно выбирать для общения группу людей со здоровыми интересами.
Конкретный, яркий, образный материал о группе ребят, совершающих добрые дела, проявляющих фантазию и изобретательность, уважающих игру, шутку и тайну, содержит рубрика «Жил на свете человек». Она посвящена А. П. Гайдару и героям его книги «Тимур и его команда».
При работе с данным разделом учителю может помочь дополнительный материал.
А. П. Г айдар — писатель, создавший за полтора десятка лет несколько шедевров («Голубая чашка», «Тимур и его команда», «Чук и Гек»). Считаясь одним из основоположников советской детской литературы, он стал одной из ключевых фигур идеологической пропаганды. Его произведения до 1990-х гг. неизменно были обязательными в школьной программе. Их тиражи составили десятки миллионов экземпляров. После начала перестройки отдельные факты жизни А. П. Г айдара стали пересматриваться. Например, стали писать о том, что детская психика А. П. Гайдара не выдержала жестокостей Гражданской войны, что его в дальнейшем мучили кошмары и он был подвержен депрессии. В то же время достоянием читателя стали,
например, сведения о том, что Гайдар писал в условиях жесточайшей цензуры — цензуры не политической, а педагогической. Например, за «Г олубую чашку» в журнале «Детская литература» Г айдару была устроена настоящая проработка и состоялась дискуссия по поводу того, что непозволительно в литературе, предназначенной для детей, показывать конфликт между родителями. Стало очевидным, что советский миф о Гайдаре совершенно сознательно был создан в 60—70-е гг. XX в.
Сотрудники Российской государственной детской библиотеки провели среди своих читателей опрос о книгах А. П. Гайдара. Первый вопрос звучал так: «Какая это книга?» Давалось несколько вариантов ответа. И вот первое удивление — характеристику «скучная» не выбрал никто. Больше всего ответов было — «интересная», чуть меньше — «весёлая», а также «добрая», «красивая», «радостная», «забавная», «волнующая», «задумчивая»,
«честная». Эти ответы не нуждаются в комментариях. Для современных детей идеологии не существует. Не идеология, как оказалось, в его прозе главное. Идеология лишь своеобразная маска, а в том, что под ней, под маской, Гайдар необыкновенно близок нашим детям.
Отдельный акцент при изучении данного раздела целесообразно сделать на идее бескорыстной помощи людям, которая объединила команду Тимура. Её помощь была не показной, ребята помогали людям по зову сердца. По просьбе учителя учащиеся могут задуматься о том, кто из их ближайшего окружения нуждается в помощи и заботе, подобной той, которую проявляли герои Гайдара.
Завершить работу по теме может обращение к рубрике «Учимся совместно всей группой делать полезные дела». В ней изложены примеры конкретных занятий, способных заинтересовать семиклассников и стать содержанием их общественно полезной деятельности, которая может быть осознана подростками как забота об улучшении окружающей жизни, как дела на пользу и радость близких и дальних людей.
Можно предложить учащимся объединиться в небольшие группы (по 4—6 человек), выбрать из предложенного перечня задание, которое кажется наиболее привлекательным, и начать над ним работать. Уместно периодически спрашивать ребят и давать им возможность делиться друг с другом в классе о том, как идёт работа группы по выполнению выбранного задания.
В качестве домашнего задания можно предложить материалы рубрик:
«Поэтическое слово» (тексты и вопросы к ним); «Проверь себя» (особое внимание следует обратить на выполнение заданий 1, 3, 6, 7); «В классе и дома» (задания 4, 6, 8; при этом по заданию б может быть объявлено соревнование на личное первенство).