Урок «Производство: затраты, выручка, прибыль» (§ 14)

0
1002

Этой теме отводится два урока. Тема открывает линию изучения основных проявлений (сфер) экономической жизни общества.

Назначение уроков — познакомить учащихся с важной сферой экономики: производством и способами его эффективной организации.

Содержательные линии урока взаимосвязаны и опираются на материалы учебника 6 класса (см. тема «Труд», параграф «На пути к жизненному успеху»), а также закладывают основу для успешного усвоения курса в старших классах.

Основные задачи рассматриваемого урока:

— сформировать представление о производстве как основе экономики;

— определить пути и способы рациональной организации производства;

— характеризовать различные затраты производства и их влияние на результаты производственной деятельности;

— показать противоречивость воздействия разделения труда на результативность производства;

— дать представление об экономической сущности прибыли;

— способствовать освоению учащимися рациональной модели поведения в сфере производства.

План изучения нового материала

1. Что и как производить?

2. Затраты производства.

3. Всё ли выгодно производить?

Отведённые на изучение темы два часа можно использовать для организации различных вариантов обучения. Вариант 1 — комбинированный урок по изучению нового содержания.Вариант 2 — урок-практикум, включающий объяснение учителя на основе учебного текста и организацию практического занятия с элементами игры «Экзамен на рационального производителя».

Вариант 1

Для установления содержательной связи урока с материалами курса 6 класса (см. темы «Труд», «Семья») полезно поставить и обсудить следующие вопросы: можно ли семью считать производителем? Что можно производить в семейном хозяйстве? Как разумно использовать ресурсы семьи?

Для перехода к разговору о производстве с микроэкономического уровня (экономика семьи) на макроэкономический уровень (экономика страны, общества) целесообразно напомнить учащимся о следующих содержательных элементах знаний, усвоенных на предыдущем уроке: цели и задачи экономики, основные участники экономической деятельности, интересы и взаимодействие производителей и потребителей. Это поможет включить учащихся в обсуждение проблемного вопроса рубрики «Обсудим вместе»: может ли современное производство удовлетворить индивидуальные потребности людей?

Подвести учащихся к необходимому выводу о том, что современная экономика пока ни в одной стране не достигла такого уровня развития, позволит обсуждение следующих аспектов поставленной проблемы:

— многообразие потребностей человека и их постоянный рост;

— ограниченность (недостаток) производственных ресурсов;

— дальнейшее развитие науки и техники (автоматизация и электронизация), повышение квалификации работников — важные условия развития современного производства, стремящегося удовлетворить разнообразные потребности людей.

Начать разговор по материалу первого раздела параграфа «Что и как производить» целесообразно с раскрытия роли производства в экономике. Полезно включить учащихся в разговор постановкой следующих вопросов: что создаётся трудом? Чем различаются изделие и услуга? Какие ресурсы используются в производстве? Каким образом производитель учитывает потребности людей в том или ином продукте производства?

Важно помочь учащимся осмыслить и закрепить материал о выборе метода организации производства, раскрытый в учебном тексте. Для этого полезно в процессе коллективного обсуждения вместе с учащимися заполнить таблицу, опираясь на анализ данных в тексте характеристик и примеров различных методов организации производства.

Особенности производства

Методы организации производства

1. Единичное

2. Серийное

3. Поточное

Учитель помогает школьникам проанализировать полученные предложения и ответить на вопрос: почему в XX в. получило значительное развитие серийное и поточное производство?

Следующий шаг в обучении — изучение раздела «Затраты производства». Характеризуя различные виды затрат производителя (переменные и постоянные), стоит обратить внимание учащихся на существенную разницу между ними: постоянные не зависят от объёма выпуска предприятием продукции, а переменные зависят исключительно от уровня производства, поэтому любое предприятие может увеличить или уменьшить своё производство как за счёт постоянных и переменных затрат, так и за счёт только одних переменных. Затраты — это важное ограничение, определяющее выбор производителя, решающего, что, как производить, какие варианты соединения ресурсов выбрать.

Анализ содержания схемы можно завершить, например, следующими вопросами: какие затраты, постоянные или переменные, увеличатся со значительным ростом числа учащихся в школе? Что изменится, если будет пристроен новый спортивный зал?

Следующая проблема изучения — способы эффективной организации труда, т. е. пути увеличения объёмов производства при наименьших затратах. В освоении этого материала учащимся поможет рубрика «Жил на свете человек», которая познакомит их с такими способами, рекомендованными русским мыслителем-экономистом И. Т. Посошковым. Для достижения экономического благополучия страны он советовал «работать производительно», «решительно бороться с непроизводительными затратами», «осуществлять строжайшую экономию во всём», «поощрять изобретательность». Некоторые способы повышения эффективности производства требуют дополнительного внимания, и здесь учителю поможет опора на знания по истории. Например, рассматривая такой способ повышения эффективности труда, как использование достижений науки и техники, важно обратить внимание на то, что он может носить противоречивый характер и иногда не совпадать с интересами самих работников. Так, в XVIII в. в Англии в производство начали внедрять первые машины. Это позволило повысить производительность труда, так как машины заменили на отдельных операциях руку человека. Но рабочие потребовали запретить применение машин и стали их разбивать кувалдами и уничтожать.

Предложите учащимся обсудить причины этого конфликта, привести примеры подобных ситуаций и помогите найти способы их разрешения.

Ещё один способ повышения эффективности производства требует особого внимания и разъяснения — это разделение труда. Тезис учебного текста «роль разделения труда для результативности производства люди поняли давно» целесообразно проиллюстрировать примерами из истории.

Повышение производительности труда при его разделении было отмечено ещё Ксенофонтом. Он писал, что в мастерских крупных городов один шьёт заготовки для башмаков, другой вырезает подошвы, третий выкраивает передки, а четвёртый сшивает всё вместе. Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот и в состоянии выполнять её наилучшим образом. Древнеримский аграрий Колумелла рекомендовал специализацию рабов как способ повышения доходности хозяйства. В средневековых европейских городах цеховой мастер, несколько его подмастерьев и учеников целиком изготовляли изделие на заказ. Предприимчивые люди Флоренции нанимали бедняков для крупных мастерских, организуя их труд так, чтобы каждый работник выполнял определённую операцию.

Рассматривая одно из мощных средств повышения производительности труда и замечательное изобретение в сфере разделения труда — конвейер, учителю важно раскрыть причины его появления и значение для экономического развития общества.

Создатель конвейера Генри Форд (1863—1947) пришёл к идее конвейера после того, как организованная им компания по производству автомобилей перестала справляться с заказами, которые за один год увеличились вдвое. Его изобретательность дала возможность человечеству найти новый способ увеличения производительности труда и повышения уровня благосостояния многих людей (за счёт выпуска машин с меньшими затратами они продавались дешевле и были доступны многим потребителям).

Однако, характеризуя Г. Форда как отца современной организации производства, основоположника научной организации труда, обратите внимание учащихся на то, что он одновременно получил титул автора «научной системы выжимания пота». Предложите учащимся, опираясь на материал параграфа, найти подтверждение этой характеристики.

Следующий раздел параграфа «Всё ли выгодно производить» характеризует важнейший экономический показатель эффективности производства — прибыль. Полезно будет обсудить также наиболее важные функции, выполняемые прибылью. Прибыль определяет наиболее выгодные сферы приложения имеющихся у производителя денежных средств (капитала); обеспечивает эффективность труда и использования ресурсов; обнаруживает ошибки производителя.

Закрепить содержание этого раздела помогут материалы рубрики «Учимся прогнозировать успешность своего дела», выполнение задания 4 рубрики «В классе и дома». Завершить урок целесообразно выполнением упражнения по овладению ключевыми понятиями темы (см. задание 5 рубрики «В классе и дома»).

Вариант 2

Первая часть уроков предполагает объяснение учителя по тексту учебника с обращением к словарю, иллюстрациям и вопросам рубрики «Проверь себя». Вторая часть предполагает организацию выполнения практического занятия в игровой форме «Экзамен на рационального производителя». Цель занятия — помочь учащимся выбрать способы эффективной деятельности. Проводится в 3 этапа.

Первый этап — подготовительный, целью которого является определение направления производственной деятельности.

Учащиеся в группах (5—6 человек) организуют обсуждение и выбор наиболее перспективных и осуществимых идей организации экономической деятельности.

Учитель может предложить учащимся следующие направления деятельности: изготовление сувениров; выпуск молодёжной газеты; киоск «Тысяча мелочей»; игротека; мытьё окон, уборка в квартирах; швейная мастерская (ремонт одежды, штопка); домашняя пекарня; фотомастерская и т. д.

Второй этап — основной, цель которого — рассчитать затраты и прибыль производства.

Учащиеся в группах определяют все возможные затраты по организации деятельности и на конкретном примере рассчитывают прибыль.

Третий этап — заключительный, цель которого определение эффективности производственной деятельности.

Оформление в группах «Делового плана» и его обоснование.

«Деловой план»: 1. Название предприятия (фирмы). 2. Деловые цели. 3. Предлагаемая услуга, продукция (описание, цена). 4. Расчёт затрат.

Общие затраты: постоянные затраты в месяц (не зависят от числа клиентов и количества продукции), переменные затраты (зависят от числа клиентов и количества продукции).

Подсчёт прибыли (или убытков): прибыль = общий доход – общие затраты.

Если у разработчиков получилось убыточное производство, то учитель советует подумать, как снизить затраты, поднять цены или выбрать другое направление деятельности.