Урок «Почему нужно быть терпимым» (§ 4)

0
657

Данный урок завершает изучение главы.

Содержание занятия составляют сведения о сущности межличностных конфликтов, причинах их возникновения, об этапах развития и способах поведения в конфликтных ситуациях.

Основные задачи урока: повысить уровень знаний школьников о конфликтных ситуациях через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах; содействовать развитию культуры отношений в группе; помочь учащимся осознать способы преодоления обиды как результата неэффективного взаимодействия со сверстниками.

План изучения нового материала

1. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

2. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

3. Открытый конфликт.

4. Как победить обиду и установить контакт.

5. Учимся устанавливать контакты.

Оборудование урока зависит от избранного учителем варианта его проведения.

Возможна организация выставки рисунков учащихся на тему: «Конфликт глазами моих одноклассников». Плакат «Ступени конфликта» может быть увеличен учителем и повешен в классе.

Для проведения тренинга понадобятся плакаты для «Шкалы мнений»: «Очень плохо»; «Плохо»; «Ни хорошо, ни плохо»; «Хорошо»; «Очень хорошо».

Вариант 1. Работа с текстом учебника

На первом уроке изучаются 1—3-й пункты плана, на втором — 4-й и 5-й.

Вначале проводится проверка выполнения домашнего задания, затем организуется обсуждение ситуации (см. рубрику «Обсудим вместе»).

Далее учитель сообщает учащимся, что сегодня речь на уроке пойдёт о межличностных конфликтах и способах поведения в них.

При изучении первого пункта плана можно использовать не только текст «Как возникает межличностный конфликт», но и рисунок «Ступени конфликта» (с. 44).

Учащиеся должны уяснить, что наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры: барьер «чужого желания»; смысловые барьеры; эмоциональные барьеры; моральные барьеры.

Стоит также пояснить ребятам, что иногда причины конфликта не осознаются участниками отношений. В этом случае можно говорить о конфликтной ситуации, но не об открытом конфликте. Часто бывает достаточно выяснить, что именно вызывает скрытое неудовольствие другого участника, стать на его позицию, чтобы избежать усугубления ситуации.

Второй пункт плана урока характеризует различные способы поведения в конфликтной ситуации до возникновения открытого конфликта как противостояния в поступках, действиях. Это сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Каждый способ поведения в тексте учебника разъясняется отдельно. После разбора соответствующего фрагмента текста учащиеся должны суметь объяснить или пояснить с помощью примера, в чём суть каждого из способов действия в конфликтной ситуации.

Третий пункт плана урока ключевой, поскольку именно здесь речь идёт о конфликте как таковом, о видах конфликта: конструктивном и неконструктивном. Лучше понять различия между ними позволит выполнение задания 4 рубрики «В классе и дома» с последующим обсуждением результатов.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях сходны с поведением в открытом конфликте. Можно предложить учащимся сравнить поведение на этих двух этапах взаимодействия и сделать выводы. Вероятно, внимательно прочитав текст учебника, ребята смогут ответить, что на обеих стадиях возможен компромисс, как и уход от контакта (прекращение отношений). Сотрудничеству на стадии, предшествующей открытому конфликту, соответствует интеграция усилий в разрешении открытого конфликта, а приспособление сходно с подчинением в том, что одной из сторон приходится довольствоваться меньшим, чем она ожидает в начале конфликтной ситуации.

Вопрос об обиде заслуживает специального внимания на уроке, поскольку она связана с острыми эмоциональными переживаниями, нередко накопившиеся обиды существенно омрачают общение и взаимодействие в группе или в межличностных отношениях. Работу с текстом соответствующего фрагмента текста учебника можно сочетать с выполнением задания 6 рубрики «В классе и дома».

Отдельно может быть рассмотрена технология урегулирования конфликта с помощью посредника (см. Правила успешного общения в конфликте через посредника, с. 56).

Если в классе найдутся ученики, которые по своему желанию выполнят задание 5 повышенной сложности рубрики «В классе и дома», можно обсудить предложенные правила, совместно их доработать при необходимости и вывесить в классной комнате для дальнейшего использования в работе.

Вариант 2. Изучение материала с элементами тренинга

Смысл данной формы занятия заключается в том, что в процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условноконфликтных ситуациях, который подлежит обсуждению и осмыслению. Условность разыгрываемых ситуаций позволяет учащимся более свободно обсуждать материал занятия.

Занятие с элементами тренинга может как предшествовать изучению текста учебника, так и следовать за ним. В первом случае тренинг помогает, опираясь на опыт данного занятия, обсуждать содержательные вопросы темы. Во втором случае тренинг помогает закрепить и углубить знания по теме, расширить личный опыт учащихся.

Сложность проведения подобных занятий может быть преодолена путём привлечения к нему специалиста, психолога или конфликтолога. Впрочем, учитель, владеющий методикой занятий с элементами тренинга, безусловно, добьётся большего эффекта.

Для проведения урока важно выбрать место и определить способ размещения участников занятия в помещении. Для этой формы не подходит традиционный способ: ученики — за партой, учитель — за учительским столом. Лучше всего для такого занятия подходит занятие в круге. В классе парты или столы могут быть раздвинуты к стенам, стулья ставятся большим кругом в центре класса. Важно, чтобы каждый участник занятия видел всех. Место учителя — равное место в общем круге.

После того как учащиеся рассядутся, важно настроить класс на доверительное общение и активное выполнение предлагаемых упражнений. Для этого проводится разминка, а потом вводятся определённые правила.

Разминка: учитель временно убирает свой стул в сторону и обращается к классу: «Сейчас у нас будет возможность занять в круге то место, которое предназначено нам судьбой. Главное, быть внимательными и чётко выполнять мои команды. Сейчас пересядьте все, у кого есть братья или сестры». Часть ребят меняются местами. Тот, кто останется в круге, должен предложить другое основание для перемены мест. После трёхчетырёх смен ведущих разминку можно остановить. Некоторая скованность, существовавшая в начале занятия, после разминки уйдёт, а настроение участников улучшится. Теперь можно вернуть недостающий стул в круг и начать занятие.

Правила круга:

— Никто никого ни к чему не принуждает. Все упражнения выполняются по желанию.

— Никто ничего не выносит за рамки круга, всё, что происходит на занятии, остаётся в этой комнате навсегда, а знания и опыт становятся достоянием каждого.

— Каждый выигрывает, когда активно участвует в упражнениях.

— Никто не говорит о другом, все высказывания в круге начинаются с местоимений «я», «мне».

— Все помогают друг другу, чтобы пользу получил каждый.

Упражнение 1. «Шкала мнений»

Учитель предлагает учащимся занять место под одной из вывешенных цифр, отражающих предпочтения учащихся по следующему вопросу:

Конфликт — это: 1) очень плохо; 2) плохо; 3) ни хорошо, ни плохо; 4) хорошо; 5) очень хорошо.

После того как учащиеся займут места под определёнными цифрами, учитель подводит итоги: в начале занятия в классе существуют такие-то мнения; большинство считает, что…

После этого учащиеся вновь занимают места в круге.

Упражнение 2. «Выявление ситуации как конфликтной»

Для выполнения этого упражнения нужны два исполнителя. Они разыграют небольшую сценку, а все будут наблюдателями и комментаторами.

Наблюдатели должны по словам и действиям исполнителей понять, чем вызван конфликт. Каждый желающий может предложить своё объяснение того, что произойдёт на наших глазах.

Ведущий сообщает исполнителям задание так, чтобы остальные участники о нём не знали (может быть написано на отдельной карточке для каждого участника).

Буратино. Ты — Буратино. Тебе не хочется учиться писать чернилами, но ты боишься обидеть Мальвину своим отказом. Тем более что у Мальвины есть карта болота, где живёт черепаха Тортилла. Тебе надо выведать у Мальвины, где находится болото, но только так, чтобы сама Мальвина ни о чём не догадалась, а то она не даст карту из вредности. Все девчонки — вредины.

Мальвина. Дорогая Мальвина, тебе достался ленивый и противный ученик. Тебе необходимо во что бы то ни было уговорить его учиться писать чернилами. Тем более что только он один знает, какая польза от карты, которую дал тебе на хранение продавец пиявок Дуремар. Постарайся поладить с противным мальчишкой, но ни в коем случае не говори ему ничего про карту болота.

Задания на карточках для участников составлены заведомо конфликтно. В них содержатся прямые указания на конфликт и приводятся мнения, содержащие типичные стереотипы. Такой материал позволит участникам (исполнителям) точнее выполнить условие игры — вступить в контакт, чтобы добиться своей цели.

Участники сценки разыгрывают ситуацию, все остальные наблюдают. Их задача — попытаться воссоздать ситуацию, которая известна участникам, но скрыта от наблюдателей, и оценить действия участников ситуации.

После разыгрывания ситуации проводится обсуждение по вопросам: как вы считаете, что произошло? Кто виноват в конфликте? Чья позиция представляется вам правильной? На чьей стороне вы? Вопрос участникам: как вы оцениваете позицию своего партнёра? Как вы думаете, какую инструкцию получил ваш напарник? Как вы чувствовали себя во время исполнения своей роли?

После обсуждения результатов этого этапа учитель может подвести предварительный итог и уточнить для учащихся, какими могут быть типичные причины возникновения конфликтных ситуаций.

Упражнение 3. «Острый конфликт»

В игре принимают участие четыре пары исполнителей. Ситуация является общей для всех пар исполнителей, а стратегия поведения каждой пары задаётся карточкой, выбираемой «втёмную». Все остальные учащиеся — наблюдатели и эксперты. Их задача

— определить, какую стратегию поведения в ситуации острого конфликта разыгрывает каждая пара.

Ситуация. Завтра зачёт по обществознанию. Вопросы к зачёту учительница передала через одного из исполнителей (участники в процессе подготовки

сами договариваются, кто из них получит вопросы от учительницы). Тот, кто получил вопросы, передал их другому участнику ситуации, а тот, не зная, что за листок ему передали, выбросил бумажку. В результате класс к зачёту не готов. Учительница решила наказать виноватых, предложив им самим решить, кто больше виноват.

На карточках, которые выберет каждая пара, написано: 1) подчинение сильному; 2) компромисс (взаимные уступки); 3) прерывание конфликта (оба виноваты); 4) интеграция (совместные усилия для преодоления конфликта).

После небольшой подготовки (3 минуты) каждая пара по очереди представляет классу свой вариант обсуждения возникшего конфликта.

Обсуждение итогов. Учитель спрашивает класс: как вы считаете, какую стратегию поведения в конфликте показала первая пара, вторая, третья, четвёртая?

Вопросы участникам: что вы чувствовали при выполнении задания? Какая стратегия вам кажется наилучшей и почему?

Трудно заранее предположить, каким будет результат данного упражнения. Здесь многое зависит от исполнителей, их авторитета в классе, от сложившегося стиля отношений. Важно в любом случае обсудить с учениками все альтернативы, чтобы показать сильные и слабые стороны.

Упражнение 4. «Как победить обиду»

Участниками следующего упражнения являются все. Ситуация предлагается общая, а как поступить в этой ситуации, предлагает каждый по очереди.

Ситуация. Твой лучший друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из-за этой обиды?

Высказываются все участники занятия по кругу, учитель свою позицию предъявляет последним. После этого подводятся итоги. Какие варианты решения проблемы, как победить обиду, предлагались чаще других? Какой вариант разрешения ситуации оказался самым неожиданным?

Упражнение 6. «Комплимент»

Учитель предлагает участникам занятия поделиться комплиментами. Задача состоит в том, чтобы найти, за что похвалить каждого. Сначала учитель благодарит одного из участников, например за сговорчивость при выполнении упражнения. Затем тот, кто получил комплимент от учителя, должен встать и свой комплимент передать другому ученику — и так, пока все ученики класса не окажутся стоящими. Если возникает затруднение, учитель может подсказать, за что может получить комплимент очередной ученик.

Упражнение 7. «Шкала мнений»

Упражнение повторяет то, что происходило в начале занятия. При подведении итогов уместно спросить учащихся, кто из них изменил мнение о конфликте. Что повлияло на изменение? Какое мнение теперь преобладает в классе?

Учитель в заключение подводит общий итог, что показало занятие, или, при наличии времени, предлагает каждому участнику оценить свои впечатления от урока. Домашнее задание при данном варианте проведения урока: изучить § 4, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», выполнить задания к параграфу.