1. Инсценировка.
Выходят два ученика, Миша и Коля.
Миша . Коля, почему у тебя нет ошибок на правописание ь в числительных?
Коля (удивленно). А разве ты не знаешь простого правила о правописании ь в числительных? Есть правило: в числительных может быть только один ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят – во всех этих числительных ь стоит в середине, следовательно в конце его не может быть.
Миша (восхищенно). Правильно! И наоборот, ь нет в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, потому что он есть в конце.
Коля . Да! Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и винительном падежах. А в других падежах может быть и два ь. Например, пятьюдесятью, шестьюдесятью.
Миша . А я применяю это правило так: на конце слова мягкий согласный – пишем ь на конце (девятнадцать); на конце слова твердый согласный – пишем ь в середине (пятьдесят).
Коля . Ребята, а как вы для себя осмыслили это правило?
Проводят конкурс на самую удобную «запоминалку».
2. Орфоэпическая минутка.
– Прослушайте текст, в котором будут употреблены эти слова, запомните их произношение: желчный, столяр, завсегдатай, августовский, мусоропровод, туфля, намерение.
Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом.
Учащиеся произносят слова хором.
– Найдите в этом отрывке числительное. Простое оно или составное? Где нужно поставить мягкий знак? Запишите его.
3. Упражнение 352.
1 ряд выписывает слова с Ь на конце, 2 ряд – в середине, 3 ряд выписывает слова, в которых Ь не употребляется.
4. Упражнение 353 (комментированное письмо).
5. Упражнение 354 (самостоятельная работа).
6. Итог урока.
Учитель называет числительные. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, если в середине пишется Ь: пятьдесят, пятнадцать, восемнадцать, восемьдесят, тридцать, пять, семьдесят, семнадцать.
Домашнее задание: упражнение 355.