Урок 95. Категория состояния и другие части речи
Цели: закрепить понятие о категории состояния как самостоя тельной части речи; научить отличать категорию состояния от гла голов и наречий.
Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа, тренировочные упражнения.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
I – Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека. 1) Мне холодно. 2) Стало ясно на душе. 3) Сутра подморозило. 4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно? 6) Неожидан но быстро сделалось темно. 7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг.
(Состояние природы – предложения 3, 6, 7, 8. Состояние чело века — предложения 1,2, 4, 5.)
II . Проверка домашнего задания
1. Докажите, что категория состояния – самостоятельная часть речи.
Упражнение 277: проверка по цепочке.
Комментарий. Состояние природы: предложения 1 (светло), 4 (поздно, холодно), 6 (было тихо и жарко).
Эмоциональное состояние человека – предложения 2 (скучно, грустно), 3 (скучно, гадко), 5 (смешно)
Физическое состояние человека – предложение 5 (больно). Интеллектуальное состояние человека – предложение 7 (ясно было).
III . Отличие слов категории состояния от других частей речи
1. Слова категории состояния и глаголы.
– Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контек ста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. По тренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.
Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет. Например:
От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).
Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).
Разберем один, нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет: 1) кофе что делает? пахнет; 2) пахнет чем? кофе. В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором – со сказуемым – категорией состояния.
Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что су ществительное кофе относится к разряду несклонямых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую си туацию, чтобы разобраться в значении предложения.)
2. Слова категории состояния и наречия.
В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжест венно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (НА. Не красов.) Работа продвигалась трудно.)
Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксиче ски независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно; пела как? чудно; грозен насколько? к какой сте пени? больно (отметим разговорный характер этого слова, най дем синонимы: очень, слишком); продвигалась как? трудно.
3. Слова категории состояния и прилагательные.
– Сопоставим три предложения, определим, к каким частям
речи относится слово весело в каждом предложении: 1) Он
смотрел весело. 2) Ему весело. 3) Лицо его весело.
(В первом предложении весело – наречие (смотрел как? весело); во втором – слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем – краткое прилагательное (лицо каково? весело).)
IV . Выполнение упражнений
Упражнение 278: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.
Комментарий. Состояние природы и человека передается с по мощью слов категории состояния: повеет, хорошо, а также с по мощью прилагательных-эпитетов: теплым, влажные, в пустом, меж черными, золотыми, ласковое; наречий-эпитетов: ярко, весело, грустно; глаголов: пригреет, повеселело, сияет.
– Обратим внимание на слова весело, грустно: их легко можно
перепутать со словами категории состояния. Найдем слово,
от которого они зависят: небо сияет как? весело и грустно.
Значит, это наречия.
Домашнее задание
1- §45.
2. Упражнение 279.