Цель: совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне и в приставках.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие правила о написании приставок вы знаете? (1) Приставки пишутся слитно, так как приставка – часть слова. 2) Приставки о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-, на-, над-, с-, пере- пишутся всегда одинаково независимо от их произношения.)
– Какой рассказ, заголовком которого является третья пословица, вы составили?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: г..дать, х..дить, б..жать, под..рить, н..сить.
– Прочитайте слова, записанные на доске. Чем они похожи? (Это глаголы в неопределенной форме. Во всех словах орфограмма – безударная гласная в корне, проверяемая ударением: гадбть – загбдка, ходъть – худит, бежбть – бег, подаръть – подарок, носъть – нусит.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – подарить, в этом слове есть приставка. Во всех остальных словах нет приставок.)
– Цепочка, которую мы будем писать на минутке чистописания, состоит из букв лишнего слова, обозначающих твердые согласные звуки, и части слова, которая есть во всех глаголах. Какие это буквы? (В слове подарить буквы п и д обозначают твердые согласные звуки, и все глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть.)
пдть… дтьп… тьпд…
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней буквы.)
IV. Зрительный диктант с предварительной подготовкой.
На доске записан текст:
Медведь н..драл к..гтями узкие п..лоски еловой к..ры, снёс в яму на х..лме, сверху н..кидал мягкого моху. П..дгрыз ёлочки вокруг ямы так, что они шалашом н..крыли её, з..лез под них и з..снул спокойно (В. Бианки).
Учитель указывает на пропущенную букву, ученики показывают карточку с этой буквой и объясняют написание. (В какой части слова стоит буква? Как ее можно проверить?)
Вывод. При написании слова с безударными гласными необходимо прежде всего определить, в какой части слова находится безударный звук. Если безударный звук находится в приставке, нужно вспомнить, как она всегда пишется! Если безударный звук находится в корне, то нужно проверить путем подбора проверочного слова.
V. Подбор однокоренных слов. (упр. 333.)
Знакомство с правилом.
VI. Контрольное списывание с заданием. (упр. 334.)
VII. Игра «Кто больше знает слов?». (упр. 335.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 336.