Урок 92 РОБЕРТ БЁРНС. «ЧЕСТНАЯ БЕДНОСТЬ»
Цели: познакомить с творчеством одного из лучших шотландских поэтов, основными темами его творений; развивать навыки анализа поэтических произведений.
Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя о поэте.
Роберт Бернс (1759–1796).
Английская поэзия XVIII в. представлена творчеством великого шотландского поэта Роберта Бернса. Сын бедного фермера, Бернс полюбил с детских лет народные песни и баллады. Учился он урывками, но читал много, все, что попадалось под руку. А в часы досуга и даже за работой, помогая отцу, сочинял стихи.
В его поэзии отразилось стремление к свободе и независимости шотландского народа, порабощенного английской буржуазией и лендлордами (помещиками):
Наша честь велит смести
Угнетателей с пути
И в сраженье обрести
Смерть или свободу!
(Перевод С. Маршака.)
Когда поэту исполнилось 27 лет, он написал первый сборник стихов о труде, скромных радостях простых людей. Сборник имел большой успех у читателей. Автора его пригласили в главный город Шотландии – Эдинбург, окружили почетом, подыскали ему должность таможенного чиновника. Но вскоре эдинбургская буржуазия поняла, что ей не найти общего языка с революционным поэтом, и постаралась от него избавиться. Бернс вернулся к себе на ферму. Когда началась революция во Франции, поэт на свои скудные сбережения купил пушку и послал ее в подарок французским борцам за свободу.
Бернс много работал, но никак не мог выбраться из нищеты. Он не хотел писать ради заработка, считая, что художник должен слушаться только веления своего ума и сердца. Долгие годы нужды подорвали его здоровье: Бернс умер в 37 лет, оставив миру и своей родине сокровищницу чудеснейших стихов и песен.
Поэзия Бернса выражает мысли и чувства простых людей – людей труда. В ней звучит вера в будущее народа:
Забудут рабство и нужду
Народы и края, брат.
И будут люди жить в ладу;
Как дружная семья, брат.
(Перевод С. Маршака.)
Стихи Бернса жизнерадостны, порой озорны, в них много тонкого остроумия.
Поэта полюбили не только в родной Шотландии, слава его распространилась по всей Европе и Америке. Особенно популярен Бернс стал в нашей стране после того, как советский поэт С. Я. Маршак прекрасно перевел его стихи и песни. Секрет обаяния его поэзии – в удивительном соединении богатства мыслей, чувств и простоты.
2. Работа по учебнику: составление плана ответа статьи (с. 228– 230 в учебнике).
План ответа учеников.
1) Твардовский о Бернсе.
2) Отец поэта, его роль в воспитании детей.
3) Любовь к книгам.
4) Что прежде всего отец ценил в людях?
5) Какие наставления давал поэт младшему брату?
6) Герои стихов поэта.
7) Талант и усердие, труд.
8) Бедность и нужда.
9) Бернс и русская литература.
3. Слово учителя.
Автор книги «Роберт Бернс» (из серии ЖЗЛ) Р. Райт-Ковалева пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели – на протяжении двух веков! – в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей – встреч доброй воли.
Его слова вошли в поговорки, в пословицы, его песни вернулись в народ».
Давайте познакомимся со стихотворением Бернса «Честная бедность» и подумаем, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Бернсе.
4. Чтение стихотворения «Честная бедность» учителем или подготовленным учеником.
5. Аналитическая беседа по стихотворению.
– Кто, по мнению поэта, «жалкий раб» и трус?
– Как понимать: «Богатство – штамп на золотом, а золотой – мы сами!?» (Золотой человек, – говорят о гордом человеке, с чувством собственного достоинства; жалким рабам и трусам свойственны лицемерие, подхалимство.)
Задание: объяснить слово «знать». (Знатные, достойные уважения для поэта те, кто кормится своим трудом, не живет за счет других.)
– Какая русская пословица уместна в этом случае? («Встречают по одежке, а провожают по уму». В стихотворении «Вельможа», Г. Р. Державина есть строчки:
Осел останется ослом,
Хоть ты осыпь его звездами,
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.)
4-я строфа.
– Всесилен ли король? («Не место красит человека, а человек место» – пословица. Никак нельзя заменить ум и честь наградами, чинами. Король не всесилен.)
5-я строфа.
– Во что верит поэт? (Придет время, когда уму и чести будет почет и уважение, верит, что наступит время справедливости и единства.)
Вывод. Мы с вами уже говорили, что честь, совесть, справедливость, честность – общечеловеческие понятия, но им противостоят лицемерие, подхалимство, несправедливость. И лучшие люди во всем мире и во все времена находили силы и смелость бороться с этим злом, которое мешало и мешает жить умным и честным людям.
6. Выразительное чтение стихотворения учащимися (по строфам).
IV. Подведение итогов урока.
– Понравилась ли вам песня Бернса?
– Что возмущает поэта? На что он надеется и во что верит?
– Какая из пословиц близка основной мысли стихотворения Р. Бернса «Честная бедность»: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает»; «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»?
Домашнее задание: выучить песню наизусть, подчеркнув ее грустный и шутливый характер; прочитать вступительную статью о Байроне (учебник, с. 233).