Тема: Статистические характеристики.
Цели урока: объяснить понятие ряда; ввести понятия среднего арифметического, размаха и моды ряда; рассказать о науке – статистике и ее применении в жизни; рассмотреть наглядное применение статистики в повседневной жизни. В течение урока развивать у учащихся навык нахождения статистических характеристик, умение обучаться самостоятельно. А так же в течение урока воспитывать в детях чувство сотрудничества.
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 мин.)
Для изучения данной темы требуется возможность обсуждения, поэтому урок проводится в групповой форме. Учеников рассадить в группы по 5 человек.
2. Новый материал. (13 мин.)
Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Слово «статистика» происходит от латинского слова , которое означает «состояние, положение вещей». Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и ее регионов, производство и потребление разнообразных видов продукции, перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, природные ресурсы и многое другое. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов. В настоящее время статистика начинает изучаться уже в средней школе, в ВУЗах это обязательный предмет, потому что связан со многими науками и отраслями. Чтобы увеличить количество продаж в магазине, чтобы улучшить качество знаний в школе, чтобы двигать страну по экономическому росту, надо проводить статистические исследования и делать соответствующие выводы. И это должен уметь каждый.
Затем надо прочитать задачу и опросить учеников, что они могут сказать и какие выводы сделать. Для начала дать группам самостоятельно это обсудить, а затем выслушать нескольких человек и обсудить услышанное.
В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе было 10 человек, и они получили соответствующие оценки:
3, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5.
Можно задать следующие вопросы.
Какую оценку получали чаще всего?
Как в целом сдала группа?
Насколько разные были оценки?
После обсуждения с учениками, дать время на прочтение параграфа данной темы. Ученики должны в группе прочесть данный материал и ввести понятие ряда и характеристик ряда. Дать определения статистическим характеристикам ряда, объяснить их значение и вычислить их для данного ряда. Затем сверяются ответы и если что-то ученики поняли или вычислили не верно, то преподаватель исправляет и объясняет.
3. Закрепление нового материала. (10 мин.)
Для закрепления устно выполнить № 111.
Затем для каждой группы на карточках раздать ряд чисел, для которого надо найти среднее арифметическое, размах ряда и моду.
Карточка 1. |
Карточка 2. |
Карточка 3. |
Карточка 4. |
Карточка 5. |
С каждой группы по одному ученику должны показать решение своего задания у доски и объяснить его всему классу. Письменно всеми учениками решаются задания № 118, 119, объяснение решения и оформления должны быть на доске.
4. Статистическое исследование. (15 мин.)
Затем предложить ученикам каждой группы провести исследование, оно у всех групп одинаковое, но оформить лучше на карточках.
В женском обувном магазине провели статистические исследования и составили соответствующую таблицу по цене обуви и количества продаж:
Цена (руб.) |
500 |
1200 |
1500 |
1800 |
2000 |
2500 |
Количество |
8 |
9 |
14 |
15 |
3 |
1 |
Для данных показателей надо найти статистические характеристики и объяснить их значение. После ученики должны ответить на следующие вопросы:
Из данных ценовых категорий, обувь за какую цену не следует продавать магазину?
Обувь, по какой цене следует распространять?
К какой цене лучше стремиться?
По каким параметрам еще можно провести статистические исследования в обувном магазине?
Приведите еще наглядные примеры использования статистики.
5. Подведение итогов. (3 мин.)
6. Домашнее задание. (2 мин.)
Прочитать, разобрать и выучить правила из § 1.4.
Решить задания № 110, 114, 116, 108.