Урок 9. Статистические характеристики

0
729
бактерии

Тема: Статистические характеристики.

Цели урока: объяснить понятие ряда; ввести понятия среднего арифметического, размаха и моды ряда; рассказать о науке – статистике и ее применении в жизни; рассмотреть наглядное применение статистики в повседневной жизни. В течение урока развивать у учащихся навык нахождения статистических характеристик, умение обучаться самостоятельно. А так же в течение урока воспитывать в детях чувство сотрудничества.

Ход урока:

1. Организационный момент. (2 мин.)

Для изучения данной темы требуется возможность обсуждения, поэтому урок проводится в групповой форме. Учеников рассадить в группы по 5 человек.

2. Новый материал. (13 мин.)

Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Слово «статистика» происходит от латинского слова , которое означает «состояние, положение вещей». Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и ее регионов, производство и потребление разнообразных видов продукции, перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, природные ресурсы и многое другое. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов. В настоящее время статистика начинает изучаться уже в средней школе, в ВУЗах это обязательный предмет, потому что связан со многими науками и отраслями. Чтобы увеличить количество продаж в магазине, чтобы улучшить качество знаний в школе, чтобы двигать страну по экономическому росту, надо проводить статистические исследования и делать соответствующие выводы. И это должен уметь каждый.

Затем надо прочитать задачу и опросить учеников, что они могут сказать и какие выводы сделать. Для начала дать группам самостоятельно это обсудить, а затем выслушать нескольких человек и обсудить услышанное.

В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе было 10 человек, и они получили соответствующие оценки:

3, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5.

Можно задать следующие вопросы.

Какую оценку получали чаще всего?

Как в целом сдала группа?

Насколько разные были оценки?

После обсуждения с учениками, дать время на прочтение параграфа данной темы. Ученики должны в группе прочесть данный материал и ввести понятие ряда и характеристик ряда. Дать определения статистическим характеристикам ряда, объяснить их значение и вычислить их для данного ряда. Затем сверяются ответы и если что-то ученики поняли или вычислили не верно, то преподаватель исправляет и объясняет.

3. Закрепление нового материала. (10 мин.)

Для закрепления устно выполнить № 111.

Затем для каждой группы на карточках раздать ряд чисел, для которого надо найти среднее арифметическое, размах ряда и моду.

Карточка 1.

Карточка 2.

Карточка 3.

Карточка 4.

Карточка 5.

С каждой группы по одному ученику должны показать решение своего задания у доски и объяснить его всему классу. Письменно всеми учениками решаются задания № 118, 119, объяснение решения и оформления должны быть на доске.

4. Статистическое исследование. (15 мин.)

Затем предложить ученикам каждой группы провести исследование, оно у всех групп одинаковое, но оформить лучше на карточках.

В женском обувном магазине провели статистические исследования и составили соответствующую таблицу по цене обуви и количества продаж:

Цена (руб.)

500

1200

1500

1800

2000

2500

Количество

8

9

14

15

3

1

Для данных показателей надо найти статистические характеристики и объяснить их значение. После ученики должны ответить на следующие вопросы:

Из данных ценовых категорий, обувь за какую цену не следует продавать магазину?

Обувь, по какой цене следует распространять?

К какой цене лучше стремиться?

По каким параметрам еще можно провести статистические исследования в обувном магазине?

Приведите еще наглядные примеры использования статистики.

5. Подведение итогов. (3 мин.)

6. Домашнее задание. (2 мин.)

Прочитать, разобрать и выучить правила из § 1.4.

Решить задания № 110, 114, 116, 108.