Урок 9 РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ «МОЯ УЛИЦА» ИЛИ «МОЙ ДВОР»

0
871

Вид деятельности: тематическое рисование.

Цели: развивать наблюдательность к окружающему миру, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов окружающей среды, творческое воображение, совершенствовать навыки и умения рисования; воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.

Зрительный ряд: репродукции картин И. Левитана «Над вечным покоем»; А. Куинджи «Утро над Днепром»; А. Степанова «Журавли летят»; А. Саврасова «К концу лета на Волге»; образцы и фотографии расписных прялок и коробов.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Беседа по теме урока.

Каждое произведение искусства – это художественный образ мира, в котором пребывает человек: природа, люди, животные, предметы. Не случайно в народе говорят: «Мир, что огород: в нем все растет». Дороже всего на свете для каждого человека его отчий дом, родная страна, а для всех людей – наша планета Земля, а также огромный Космос, частью которого все мы являемся.

Представление об окружающем мире у каждого народа, населяющего Землю, имеет свои особенности и восходит к древним временам.

Образ мира, мироздания у наших предков очень ярко и поэтично воплощен в устном народном творчестве: «Мудрено сотворено. Сколько до неба высоко, по земле широко, до мертвых далеко»; «Если б высоко, то там гремело, а здесь бы не слыхать было; если б широко – то солнышко в семичасовой день не обошло бы кругом, а умер отец и дед – так их и нет». Этот образ мира (высота, круг, столб, низины) сохранен в произведениях народных мастеров, художников, поэтов.

Рассмотрите произведения художников. Они запечатлели в своих работах красоту окружающего человека мира. Подумайте, как в их работах отразилось представление о мироздании.

– Можно ли считать, что художники и народные мастера создали образ целого мира в своих произведениях?

Народные представления о мире сродни и современным.

Казалось бы, раз представление о мире у разных людей сходное, то и в искусстве изображение его должно быть похожим. Однако это не так.

– Как вы думаете, почему?

Каждый миг, час, день, каждое время года никогда не повторяет предыдущего. Природа – это круговорот, бесконечное преображение, да и сам человек совершенно по особому переживает каждый свой день. Художник по-своему видит все это и разнообразными средствами и способами запечатлевает в своих работах, передавая устойчивое представление о мире в многообразии художественных образов.

А теперь вы поделитесь своими наблюдениями и впечатлениями об окружающем мире и самый яркий мир, окружающий вас, – это ваш двор, улица, село.

Подумайте, что вы изобразите на своем рисунке:

– природу, цветы и дом;

– дворовые постройки;

– сельскую улицу;

– свой двор.

– Давайте вспомним, что такое пейзаж.

– Назовите виды пейзажного жанра.

– Объясните понятие линейной и воздушной перспективы.

– Как выполнить на рисунке освещенность поверхностей и тень?

– Как изображаются ближние и дальние предметы?

III. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют эскиз рисунка в тонких линиях.

Линейное построение рисунка ведется от общего к частному. Прорисовываются все детали в рисунке.

Во время работы красками обращается внимание на то, чтобы правильно передавался общий цвет изображаемых объектов, тени, свет.

IV. Итог урока.

Учащиеся рассматривают свои рисунки, указывают допущенные ошибки, оценивают работы.