1. Цифровой диктант.
– Найдите в предложениях прилагательные с орфограммой, изученной на последних уроках. Напротив номера предложения поставьте Н или НН.
1) И котелки разные на кухне были, чугунные.
2) А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке.
3) «Лысы» – это лошадиные силы.
4) А стола обеденного нет как не было.
5) Теленок был шерстяной и мокренький.
6) Корова государственная. Значит, и теленок государственный.
7) – Да хоть клюквенную! – кричит папа.
8) Матроскин – кот по хозяйственной части.
9) – Я вам газету «Современный почтальон» принес.
10) У нас трактор особенный. Продуктовый.
2. Определение цели урока.
Учитель называет слова. Задача учащихся – записать их в транскрипции.
Французский, шведский, немецкий.
– Рассмотрите написание этих слов (открывает доску).
– Что происходит с согласным С в суффиксах прилагательных французский и шведский при произношении?
– Какая ошибкоопасность поджидает нас в этих словах?
– Посмотрите на тему урока и определите его цель.
3. Работа с теоретическим материалом.
– Опираясь на алгоритм, расскажите о правиле написания суффиксов -к- и -ск-.
4. «Составь пару!»
Учитель диктует прилагательные краткой формы. Задача учащихся – записать полную.
Резок, скользок, узок, дерзок, близок, мерзок, низок.
5. Игра «Не спутай кармашки».
На столе лежат карточки со словами:
Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.
– Задача учащихся – образовать от этих существительных прилагательные с суффиксами -к- или -ск-. Затем положить эту карточку в соответствующий кармашек.
-к- |
-ск- |
6. Найди определение.
Задача учащихся – найти определение, соответствующее существительному первого столбика, вставить пропущенные буквы:
флаг жук ковер сталь орех снаряжение кружева платки |
дамас..ая альпинист..ое пират..ий колорад..ий урюпин..ий персид..ий вологод..ие грец..ий |
7. Самостоятельная работа (упражнение 328).
Домашнее задание: упражнение 329 (подготовиться к диктанту).