Цели: развивать навык правописания корня на основе сопоставления трех правил; формировать умение сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте существительные, которые вы подобрали. Назовите непроизносимые согласные. Обоснуйте свой ответ.
– Прочитайте прилагательные, которые вы подобрали. Назовите орфограммы. Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: праз..ник, грус..ный, поз..но, сер..це.
– Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (1) Лишнее слово – грустный, орфограмма – буква т. В остальных словах орфограмма – буква д. 2) Лишнее слово – праздник. Это словарное слово. Правописание буквы д нужно запомнить. Во всех остальных словах написание непроизносимых согласных можно проверить: грустный – грусть, поздно – опоздал, сердце – сердечный.)
– На минутке чистописания мы будем писать цепочку, которая состоит из четырех букв. Первые две буквы – орфограммы данных слов. Какие это буквы? (Буквы д, т.)
– Вторая пара букв – буквы, которые обозначают мягкие звуки в лишних словах. Какие это буквы? (Праздник – н, грустный – й.)
Дтнй Йдтн Нйдт …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Последняя буква в цепочках становится на место первой. Все первые буквы в цепочках прописные.)
IV. Обобщение правил о правописании корня.
– Какой вопрос вам подготовил Почемучка?
Работа над упражнением 312.
На доске записаны группы слов:
м..ря, сл..ны, гла..ки, б..бры;
но.., стри.., гри.., п..ля;
лес..ница, праз..ник, сер..це, звез..ный;
чудес..ный, опас..ный, капус..ный, прекрас..ный.
– Напишите цепочки слов, исключив из них лишнее и вставив пропущенные буквы. Ответ обоснуйте.
V. Словарная работа и работа над текстом.
1. Разбор слова.
– Как называется отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками? (Комната.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
кумната
– Подберите и запишите однокоренные слова. Обозначьте корень.
2. Работа над упражнением 314.
VI. Итог урока.
– Какие три правила учат писать буквы в корне слова?
– Что общего между ними? (Чтобы проверить написание слов, нужно слово изменить или подобрать однокоренное.)
Домашнее задание. Упражнение 315.