Цели: развивать умение подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите корни слов с непроизносимыми согласными.
– Какие непроизносимые согласные вы знаете?
– Как проверить непроизносимые согласные в корне?
III. Минутка чистописания и словарная работа.
На доске записаны буквы: т у в в о с ч.
– Какое слово рассыпалось? (Слово чувство.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, подчеркните орфограмму, написание которой нужно запомнить.
чувство
– Напишите это слово целую строчку, не забудьте подчеркнуть орфограмму в каждом из написанных слов.
– А что такое «чувство»? (Способность осознавать, переживать, понимать, любить. Особый вид эмоциональных переживаний.)
На доске записано предложение:
Великое чу..ство любви к Родине звало воинов на подвиг.
– Прочитайте предложение. О каком чувстве говорится в нем?
– Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения.
IV. Запись под диктовку с комментированием.
Солнце спряталось за частый ельник. В солнечный день у января светлое, доброе лицо. Растёт ёлочка на радость людям. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
– Найдите однокоренные слова, выделите корень.
– Какое из этих однокоренных слов нужно проверять? Почему? Подчеркните согласную букву, которая обозначает непроизносимый звук.
– Какое слово является проверочным? Почему?
Предложения рассматриваются парами.
V. Восстановление деформированных предложений. (упр. 218.)
VI. Работа со словами-синонимами.
На доске записаны столбики слов:
унылый ярос..ный
огромный радос..ный
печальный наез..ник
знаменитый мес..ный
здешний извес..ный
всадник горес..ный
весёлый гиган..ский
гневный грус..ный
– К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Запишите их парами. Вставьте, где необходимо, непроизносимую согласную.
– В словах правого столбика найдите лишнее. (Лишнее слово – наездник, в нем непроизносимый согласный д. В остальных словах орфограмма – буква т.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 300.