Цели: познакомить учащихся с особенностями текста-описания; формировать умение составлять текст по вопросам и иллюстрациям.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Расскажите, как разобрали слова в словосочетаниях по составу.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: прибежал, подберёзовик, грустный, скрипит.
– Сегодня на минутке чистописания мы составим цепочку из трех букв: первая буква – орфограмма в корне прилагательного, вторая буква – безударная гласная в приставке глагола, третья буква – непроверяемая безударная гласная находится в корне существительного. Из каких букв состоит цепочка? (Первая буква т – непроизносимая согласная в прилагательном грустный, вторая буква и – безударная гласная в приставке глагола прибежал, третья буква – безударная гласная е, правописание которой нужно запомнить, в слове подберёзовик.)
Тие Ети Иет …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Последняя строчная буква в каждой следующей цепочке становится прописной.)
IV. Работа над текстом-описанием «Сорока». (Упр. 291.)
1. Беседа по вопросам:
– Прочитайте текст.
– Какова основная мысль текста? (Сорока – нарядная птица.)
– Как автор доказал, что сорока – нарядная птица?
Проводится выборочное чтение.
– Какой это текст – повествовательный или описательный? Докажите.
– С чего начинается текст о сороке и чем заканчивается?
– Спишите текст. Подчеркните буквы, которые нужно проверять.
2. Проверка выполненной работы.
V. Составление текста-описания «Галка». (Упр. 292.)
Дети рассматривают чучело галки (или рисунок).
1. Беседа по вопросам:
– Какого цвета у галки голова, крылья, хвост?
– Какой у нее клюв?
– На какую птицу похожа галка?
– Составьте и запишите текст-описание.
Учащиеся работают самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
2. Проверка выполненной работы.
– Послушайте, как о галке пишет Г. Скребицкий:
«Галка вдвое меньше вороны и вся чёрная, только вокруг шеи серые пёрышки, будто она серым платочком повязана».
VI. Работа над текстом «Ласточка» (устно).
– Послушайте текст «Ласточка» Г. Скребицкого:
Деревенскую ласточку называют еще касаткой. Прозвали ее так потому, что хвост у неё похож на две длинные чёрные косицы. Головка и спинка у касатки тоже чёрные с синевой, а грудь и брюшко совсем беленькие, будто она в белый фартучек нарядилась.
– Какие виды текстов объединены в этом тексте? (Начинается текст с рассуждения, а заканчивается описанием. Значит, в этом тексте два вида текста: текст-рассуждение и текст-описание.)
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке? (Учились составлять текст-описание.)
Домашнее задание. Упражнение 293.