1. Работа с предложением.
Как смеешь ты наглец нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом.
– Откуда эти строки? (И. А. Крылов «Волк и Ягненок»)
– Кому они принадлежат? К кому обращается Волк?
– Как он его называет?
– Какую роль выполняет слово «наглец» в предложении?
– Как обращение выделяется на письме? Поставьте необходимые знаки препинания.
– Какое это предложения по цели высказывания? Поставьте необходимый знак препинания в конце предложения.
– Найдите прилагательные. В каких лексических отношениях они состоят? (Антонимичных.)
– Выделите приставку в прилагательном нечистым.
– Сегодня на уроке мы будет изучать правило правописания не с прилагательными.
– Запишите тему урока.
2. Работа с теоретическим материалом.
– Прочитайте теоретические сведения на с. 128 учебника.
– Что общего и различного в правилах «НЕ с существительными» и «НЕ с прилагательными»?
– Составьте алгоритм.
Учащиеся представляют свои алгоритмы, выбирают из них наиболее оптимальный.
3. Упражнение 305.
Учащиеся выходят по цепочке к доске, выписывают прилагательные, обозначают условия выбора слитного и раздельного написания. Остальные то же выполняют в тетради.
4. Упражнение 306 (комментированное письмо).
5. «Составь шифр» (упражнение 307).
Устно определите, слитно или раздельно нужно писать прилагательные с НЕ.
Если слитно, ставьте букву С; если раздельно – Р.
В итоге в тетради должен появиться следующий шифр: с р р с р с с с с р .
6. Итог урока.
– Сейчас я буду читать текст. Ваша задача – хлопнуть в ладоши один раз, если слово с НЕ нужно писать слитно, два раза, если слово с НЕ нужно писать раздельно.
1) Быстрыми шагами я взобрался на холм и увидел (не) известные мне места.
2) Я остановился в (не) доумении, оглянулся.
3) Меня тотчас охватила (не) приятная, (не) подвижная сырость.
4) Я добрался до угла леса, но там (не) было дороги.
5) Мне попалась какая-то (не) торная, заросшая тропинка.
6) Я обогнул бугор и очутился в (не) глубокой лощине.
По этому же тексту будет проводиться диктант в конце темы.
Домашнее задание: упражнение 308.