Урок 8 Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И ВСТАВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

0
986

Цели: научить распознавать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, грамотно выделять их знаками препинания на письме, а в речи – интонацией.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарный диктант.

Дефис, досуха, свитер, шинель, изобретение, верблюжонок, пол-яблока, полуостров, абонемент, искусственный, писатель-классик, конфликт, интеллигент, по-немецки, произносимые всуе.

III. Слово учителя.

Кроме главных и второстепенных членов, в предложении могут быть слова, не являющиеся членами предложения, не связанные с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью, то есть слова, грамматически не связанные с членами предложения. Это обращения, вводные слова и вставные конструкции. Они могут употребляться как в устной, так и в письменной речи.

– Что такое обращение? Придумайте предложение с обращением.

Провожающие, просим вас освободить вагоны.

Не шуми ты, рожь, спелым колосом! (И. Кольцов.)

Благодарю тебя за хлопоты, Саша.

Вывод: обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение в предложении выделяется запятыми, а если произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак и идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

– Что называется вводными словами?

– Какие значения имеют вводные слова?

а) Различную степень уверенности, неуверенности, предположения;

б) различные чувства;

в) источник сообщения;

г) порядок мыслей и их связь;

д) замечания о способах оформления мыслей.

– Охарактеризуйте предложение.

Пурга, я уверен, скоро кончится.

– Для чего служат вводные слова и вводные предложения?

(Они служат для выражения оттенков мыслей, указания на источник сообщения, передачи различных чувств.)

– Что такое вставные конструкции?

Вставные конструкции содержат добавочные сообщения, попутные замечания. На письме вставные конструкции выделяют скобками или тире. Например :

1) Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один… (А. С. Пушкин.)

2) Если я заболею,

__ к врачам обращаться не стану,

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

Я. Смеляков

IV. Зрительный диктант на основе упражнения 38.

Задание. (Учащиеся каждого варианта получают по четверостишию.) Вставить пропущенные слова и словосочетания, расставить пропущенные знаки препинания, объяснить их постановку, указать обращение, рассказать о знаках препинания при обращении и воспроизвести указанное четверостишие по памяти.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 6, упр. 39.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь