Урок 8. МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

0
10
программирование

Задачи: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений по­лезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископае­мыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Ход урока

Проверка знаний и умений по теме «Главные черты рельефа России».

Возможные варианты проверки:

Географический диктант. Проводится с целью проверки зна­ния номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны напи­сать их географические названия.

Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор», должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тек­тоническую карты России.

Фронтальная беседа проводится по основным вопросам пре­дыдущего урока и включает устные задания по физической и тек­тонической картам России.

Индивидуальный опрос:

Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физиче­ской картой России).

Размещение гор и равнин на территории страны (ответ уче­ника должен опираться на знания физической картины России).

Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причин­но-следственные связи между рельефом и тектоническим строени­ем).

Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Письменная проверочная работа по вариантам.

Пользуясь необходимыми картами, установите взаимосвязи

между тектоническими структурами и формами рельефа, ответы запишите в таблицы.

Вариант 1

Соответствие тектонических структур формам рельефа

Тектоническая структура

Формы рельефа

Задание

Ответы

Платформа

Плита

Щит

Краевой прогиб

Область байкальской складчатости Область каледонской складчатости Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости

Вариант 2

Соответствие форм рельефа тектоническим структурам

Формы рельефа

Тектоническая структура

Задание

Ответы

Саяны

Сихотэ-Алинь Г оры Камчатки Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Алданское нагорье Г оры Бырранга Уральские горы

6. Проверка домашнего задания должна включать проверку практической работы № 3, которая выполнялась учащимися в ра­бочих тетрадях.

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые – потому что извлекаются из недр Зем­ли. Полезные – потому что служат человеку, т. е. по его воле пре­вращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Определение «полезные ископаемые» и их виды желательно записать в тетрадь, также необходимо добавить определения «ме­сторождение», «бассейн».

Полезные ископаемые – это природные минеральные образова­ния в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естест­венном виде как сырье или после соответствующей переработки.

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

Горючие, или топливные, – уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

Металлические – руды черных, цветных, редких, благород­ных и радиоактивных металлов.

Неметаллические – строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драго­ценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Получение новых знаний.

Учащиеся уже знают из курса географии материков и океа­нов о размещении полезных ископаемых магматического и осадоч­ного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся сле­дующие вопросы и задания:

По карте определите, какими полезными ископаемыми бога­та территория нашей страны.

Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

Определите основные месторождения угля и нефти.

Определите размещение месторождений железных руд.

Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

К каким структурам приурочены месторождения полиметал­лических руд?

Почему месторождения руд приурочены к горным масси­вам?

Какими полезными ископаемыми богата территория вашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтвержда­ет наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность оса­дочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхожде­нием. Магма и горючие магматические растворы, из которых обра­зовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещи­нам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь