Урок 8 ИЗУЧАЕМ АЗБУКУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ШАРА

0
646
преподавание

Вид деятельности: рисование с натуры.

Цели: помочь освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел, приемы штриховки «по форме»; изучить конструктивные особенности предметов, имеющих круглую форму; дать представление о светотени (свет, тень, блик, рефлекс, падающая тень); ознакомить с зависимостью освещенности предмета от силы и удаленности источника освещения; совершенствовать рисунок предметов несложной формы.

Оборудование: для учителя – методическая таблица, резиновый мяч, теннисный мяч и шарики; для учеников – художественные принадлежности для работы простым карандашом.

Зрительный ряд: репродукции картин К. Ф. Юона «Купола и ласточки»; И. Шишкина «Полдень в Подмосковье»; Ф. Васильева «Мокрый луг»; В. Поленова «Заросший пруд», «Московский дворик».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Работа по теме урока.

1. Беседа о форме окружающих нас предметов.

– Какие по форме предметы окружают нас?

– Какие вы знаете плоские и объемные предметы?

– С помощью каких художественных средств можно передать объем предмета?

– Перечислите, какие геометрические тела вы знаете?

Любой предмет окружающей нас действительности имеет форму геометрического тела. На прошлом уроке мы рисовали геометрическое тело, которое называется призма. Анализировали форму и освещенность граней и выполнили рисунок.

2. Сообщение сведений о светотени.

Светом условно называют те части поверхности, которые повернуты к источнику света и получают от него наибольшее количество световых лучей.

Полутень – поверхности расположены под углом к источнику света и слабо освещаются его скользящими лучами.

Тень – поверхности предмета, на которые не падают лучи света.

Собственная тень – предмет отбрасывает тень от попадания на него прямых лучей от источника света.

Падающая тень – прямые лучи света не достигают поверхности предмета в результате загораживания их другим предметом.

Блик – световое пятно с четкими границами на поверхности предмета.

Перед вами разные по величине мячи.

– Какую форму имеют мячи?

– Светотень так же четко разграничивается, как и на коробке?

Граница света и тени на сферической поверхности криволинейна и не имеет четкой границы. Падающая тень соответственно имеет эллиптическую форму.

Повернутые к источнику света стороны освещены и рассеивающей освещенностью переходят в тень, что и подчеркивает объем шара. Отраженный свет от поверхности, на которой лежит шар, называется рефлексом.

При рисовании шара обозначается тень и световая точка. Штриховка – дугообразная на поверхности шара и прямолинейная на фоне.

Обратите внимание, блик на глянцевой поверхности резинового мяча выражен более четко, чем на поверхности футбольного мяча.

III. Самостоятельная работа.

Последовательность построения шара.

Посредине листа проводятся горизонтальная и вертикальная линии, на них откладываются равные отрезки и соединяются плавной кривой линией. Намечается точкой самая освещенная часть шара. Тонкими линиями намечаются границы светотени, тени, рефлекса, блика. После этого приступаем к штриховке.

На классной доске учитель наглядно демонстрирует очередность выполнения рисунка шара (см. Приложение).

Штриховка шара выполняется одним тоном, затем наносится второй слой штриховки, выделяется тень.

IV. Итог урока.

Анализ особенностей светотени, приемов штриховки, ошибок, допущенных при работе, оценка работ.