Цели: рассмотреть особенности взаимодействия человеческого общества и природы; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основные понятия: экология, экологический кризис, охрана природы.
Оборудование: учебник. План изучения нового материала
1. Взаимосвязь человека, общества и природы.
2. Взаимодействие человеческого общества и природы.
3. Охрана природы.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель объявляет тему урока и план работы.
II. Изучение нового материала
Предлагаю вам в тетрадях начертить таблицу.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
(Учащимся необходимо заполнить первую и вторую колонки таблицы. Колонку «Узнал» учащимся предлагается заполнить тогда, когда они в полном объеме ознакомятся с содержанием новой темы.
Учитель организует работу по таблице, делая акцент на то, что учащиеся хотели бы узнать.)
1. Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет в природе и в обществе, является биологическим и общественным существом.
В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил,здоровья.
2. Научно-техническая революция и индустриализация в XX в. привели к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеком и природой— экологическому кризису.
(Учитель рассказывает об опасности экологического кризиса, используя схему.)
Опасность экологического кризиса:
1) Сокращается площадь лесов.
2) Сокращается площадь земель, пригодных для сельского хозяйства.
3) Происходят климатические изменения.
4) Экологические изменения отрицательно воздействуют на здоровье людей.
5) Уменьшается разнообразие животного и растительного мира.
6) Происходит загрязнение природной среды.
III. Работа с текстом (с. 44-45)
Алгоритм работы с текстом:
1. Прочитать текст.
2. Выделить в нем непонятные фразы.
3. Выписать в тетрадь названия организаций, занимающихся охраной природы.
4. Ответить на вопрос 7 на с. 47.
IV. Работа с таблицей
Учащиеся заполняют в таблице колонку «Узнал».
Домашнее задание
(В конце урока учащиеся делятся на пять групп, каждая группа во внеурочное время готовит проект по одной из предложенных тем: «Зоны охраны природы в нашем районе, дворе», «Правила экологического поведения школьников», «Устав школьного объединения “Зеленое движение”», «Сценарий классного мероприятия “День Земли”».)
Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по главе 1.