УРОК 78. РЯЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

0
142
литература

1. Беседа.

– Запишите тему урока.

(Пока учащиеся записывают тему, учитель проводит перекличку.)

– Я не случайно начала урок с переклички. Скажите, в чем заключается связь между вашими фамилиями и темой сегодняшнего урока?

– Послушайте стихотворение Г. Граудина «Прадеды» и поищите в своей фамилии историю вашего рода.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

А вот Октябрьский был рожден

Совсем в другую пору:

Матросов в Зимнем помнит он

И грозную «Аврору» …

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

2. Повторение пройденного материала.

1) Проверка домашнего задания.

2) Лингвистическая разминка.

Чем дрессировщик более искусен, тем более искусан.

– Найдите прилагательное в сравнительной степени.

– Докажите это утверждение. Что означает слово искусный?

3) Индивидуальная работа по карточкам

К а р т о ч к а 1.

Сравните качественные и относительные прилагательные по следующим признакам:

– значение разряда;

– наличие краткой формы, примеры;

– возможность образования степеней сравнения, примеры;

– возможность употребления с наречием очень;

– наличие антонимов или синонимов.

К а р т о ч к а 2.

Сравните относительные и притяжательные прилагательные по следующим признакам:

– значение разряда;

– наличие краткой формы, примеры;

– возможность образования степеней сравнения, примеры;

– возможность употребления с наречием очень;

– наличие антонимов или синонимов.

3. Работа над орфограммой.

– Произнесите слова пастушья, овечья.

– Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв?

– Отобразите это в транскрипциях слов.

– Какова функция мягкого знака в этих словах?

– Почему нельзя утверждать, что мягкий знак здесь указывает на мягкость предыдущего согласного?

4. Упражнение 300 (работа у доски и в тетрадях).

5. Игра «Бюро находок».

Соседи по парте обмениваются предметами, принесенными из дома.

– Представьте, что к вам в «Бюро находок» принесли вещь. Сейчас вы должны сделать запись в учетной тетради и описать эту вещь, используя качественные и относительные прилагательные.

Находка

Признаки

Чья? Чей?

мяч

маленький

резиновый

– После создания учетной записи вы должны найти хозяина вещи и заполнить третий столбик.

Находка

Признаки

Чья? Чей?

мяч

маленький

резиновый

Сашин

– Обратите внимание, что притяжательные прилагательные вы образуете от индивидуальных названий лиц, поэтому их нужно писать с прописной буквы.

После описания вещи соседа учащиеся передают ее по кругу в своем ряду. Таким образом, у каждого должно появиться 7–8 записей.

Вместо игры «Бюро находок» учитель может предложить самостоятельную работу по упражнению 298.

6. Итог урока.

– По какому признаку мы выделяем разряды прилагательных?

– Можно ли считать прилагательное качественным, если оно не имеет степени сравнения? Обоснуйте свой ответ.

– Можно ли считать прилагательное относительным, если оно имеет краткую форму? Обоснуйте свой ответ.

– Можно ли образовать притяжательное прилагательное от существительного среднего рода? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание: упражнения 299, 293 (выписать слова с пропущенными буквами).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь