1. Беседа.
– Запишите тему урока.
(Пока учащиеся записывают тему, учитель проводит перекличку.)
– Я не случайно начала урок с переклички. Скажите, в чем заключается связь между вашими фамилиями и темой сегодняшнего урока?
– Послушайте стихотворение Г. Граудина «Прадеды» и поищите в своей фамилии историю вашего рода.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева – деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
А вот Октябрьский был рожден
Совсем в другую пору:
Матросов в Зимнем помнит он
И грозную «Аврору» …
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
2. Повторение пройденного материала.
1) Проверка домашнего задания.
2) Лингвистическая разминка.
Чем дрессировщик более искусен, тем более искусан.
– Найдите прилагательное в сравнительной степени.
– Докажите это утверждение. Что означает слово искусный?
3) Индивидуальная работа по карточкам
К а р т о ч к а 1.
Сравните качественные и относительные прилагательные по следующим признакам:
– значение разряда;
– наличие краткой формы, примеры;
– возможность образования степеней сравнения, примеры;
– возможность употребления с наречием очень;
– наличие антонимов или синонимов.
К а р т о ч к а 2.
Сравните относительные и притяжательные прилагательные по следующим признакам:
– значение разряда;
– наличие краткой формы, примеры;
– возможность образования степеней сравнения, примеры;
– возможность употребления с наречием очень;
– наличие антонимов или синонимов.
3. Работа над орфограммой.
– Произнесите слова пастушья, овечья.
– Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв?
– Отобразите это в транскрипциях слов.
– Какова функция мягкого знака в этих словах?
– Почему нельзя утверждать, что мягкий знак здесь указывает на мягкость предыдущего согласного?
4. Упражнение 300 (работа у доски и в тетрадях).
5. Игра «Бюро находок».
Соседи по парте обмениваются предметами, принесенными из дома.
– Представьте, что к вам в «Бюро находок» принесли вещь. Сейчас вы должны сделать запись в учетной тетради и описать эту вещь, используя качественные и относительные прилагательные.
Находка |
Признаки |
Чья? Чей? |
мяч |
маленький резиновый |
|
– После создания учетной записи вы должны найти хозяина вещи и заполнить третий столбик.
Находка |
Признаки |
Чья? Чей? |
мяч |
маленький резиновый |
Сашин |
– Обратите внимание, что притяжательные прилагательные вы образуете от индивидуальных названий лиц, поэтому их нужно писать с прописной буквы.
После описания вещи соседа учащиеся передают ее по кругу в своем ряду. Таким образом, у каждого должно появиться 7–8 записей.
Вместо игры «Бюро находок» учитель может предложить самостоятельную работу по упражнению 298.
6. Итог урока.
– По какому признаку мы выделяем разряды прилагательных?
– Можно ли считать прилагательное качественным, если оно не имеет степени сравнения? Обоснуйте свой ответ.
– Можно ли считать прилагательное относительным, если оно имеет краткую форму? Обоснуйте свой ответ.
– Можно ли образовать притяжательное прилагательное от существительного среднего рода? Обоснуйте свой ответ.
Домашнее задание: упражнения 299, 293 (выписать слова с пропущенными буквами).