1. Работа с учебником.
Упражнение 276.
– Прочитайте текст. Определите его стиль. Докажите.
– Что такое пейзаж?
– Где можно наблюдать пейзажи?
– Чем отличаются пейзажи в литературном произведении и на картине?
– Для чего авторы включают описание природы в свои произведения?
Упражнение 278.
– Прочитайте текст. Определите его основную мысль.
– Найдите описание куста. С помощью каких языковых средств автор его описывает? Как автор противопоставляет куст в снегу и куст без снега?
– С чем автор сравнивает кучу хвороста?
– Какой цвет преобладает в рассказе? Обоснуйте. (Белый – снег, кружево.)
– Почему автор сравнивает хворост под снегом именно с кружевом, сплетенным рукой великана?
– Прочитайте описание пня и еловых ветвей. С помощью какого художественно-изобразительного средства описывает их автор? Докажите. (Олицетворение: пень выглядывает, еловые лапы строят рожи.)
– Как автор передает движение жизни в снежном лесу? (Взрыв, великан плетет кружево, пень выглядывает, еловые ветви строят рожи.)
– Озаглавьте текст.
– От чего зависит глубина описания? (От средств, которые использует автор.)
2. Самостоятельная работа.
На выбор учителя два варианта:
I в а р и а н т: упражнение 279 (самостоятельно).
II в а р и а н т: учитель раздает учащимся открытки с изображением природы; задача учащихся – сделать пейзажную зарисовку в тетради (6–7 предложений).
3. Итог урока.
– Для чего писатели и поэты включают в свои произведения описание природы?
– Для чего при описании необходимо использовать различные художественно-изобразительные средства?
Домашнее задание: упражнение 277; упражнение 279 (выбрать из указанного отрывка повести материал для описания ветра, неба, снега, земли).