Цель: развивать умения распознавать в корне букву, которую нужно проверить, и проверять.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Докажите, что вы правильно подобрали проверочные слова.
III. Минутка чистописания.
– Я сейчас прочитаю стихи, а вы определите, какую букву мы будем писать сегодня на минутке чистописания.
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин – прыг, филин – скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад –
Два фонарика горят.
Г. Сапгир
(На минутке чистописания мы будем писать букву ф, многие слова в стихах начинаются с этой буквы: филин, фары, филинёнок, флажок, фонарики.)
Ффв Ффв …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Большая и строчная буквы ф сочетаются с парной согласной в.)
IV. Работа над структурой текста. (Упр. 252.)
Учащиеся делят текст на части. Списывают и подчеркивают орфограммы, объясняют написание слов.
– Проведем физкультминутку.
Я буду называть парные согласные звуки. Если вы считаете, что это правильно, то делаете прыжок на месте. Если это неправильно, вы приседаете.
Учитель называет звуки: [б, к, с, т, л, з, п, р, ж, ц, ш, в, г, ф, н, м, д, й’].
V. Работа с пословицами. (Упр. 253 устно.)
VI. Формулирование задания учащимися.
На доске записаны слова:
б..леть, в..реный, в..твями, уг..щение, д..ла, зв..рята, в..твистый, пов..р, б..лезнь, г..стевой, выд..лать, зв..риный, д..ловой, уг..стить, б..льной, в..рить, в..твиться, озв..реть.
– Сформулируйте задание с этими словами и выполните его.
Возможные варианты заданий:
1) запишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
2) Объедините слова в три группы: существительные, прилагательные, глаголы. Каждую группу запишите в отдельный столбик. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
3) Сгруппируйте однокоренные слова. Составленные группы запишите. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
VII. Итог урока.
– Как проверить парные согласные в корне слова?
– Как проверить безударные гласные в корне слова?
Домашнее задание. Упражнение 254.