Урок 71 СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА»

0
523

Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность поэзии С. А. Есенина; развивать у учеников воображение; учить видеть красоту природы, прививать любовь к ней.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь».

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка восприятия учащихся.

– Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией удивительного поэта, безгранично любившего Россию, поэта «в сердце которого была Русь». В одном из его стихотворений есть такие слова:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте родину мою!»

– Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Детство его «прошло среди полей и степей», в шуме тростников над речными заводями, в просини рязанского берёзового раздолья. Возможно, именно поэтому его стихи – задушевные и трогательные, близки и понятны самым разным людям. С самого раннего детства нам знакомы строчки:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Или:

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

– Вы уже, наверное, догадались, встреча с каким поэтом ожидает нас на уроке.

– Да, это Сергей Александрович Есенин.

учитель вывешивает на доску портрет поэта.

– Какие стихи Есенина вы знаете, любите?

– Что вы знаете о самом поэте?

2. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

– Жизнь Сергея Есенина была яркой и беспокойной. Детство его прошло в семье деда и бабушки по материнской линии. «Стихи начал слагать рано, – напишет позже Сергей Александрович в своей автобиографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

В 9 лет Сергея определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, а затем – в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках. Впервые он оказывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате.

Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна – пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу собственные стихи, среди которых есенинские отличались особой лёгкостью. Даже самые ранние стихи Сергея Есенина, бесхитростные и чистые, захлёстывают душу своим певучим слогом.

В августе 1912 года восемнадцатилетний Есенин отправляется в Москву. «Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи…» – писал Есенин своему другу Грише Панфилову. Сначала Сергей Есенин служит в мясной лавке, где работает приказчиком его отец, но, вскоре порвав с отцом, поступает в типографию – помощником корректора. В Москве ему неуютно и тягостно, но именно здесь, в народном университете Шанявского, он получает основы гуманитарного образования, здесь он слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях…

15 марта 1915 года Есенин всё же уезжает из Москвы в Петербург. Здесь он ищет встречи с Александром Блоком. Блок отнёсся к молодому поэту вполне благосклонно, а о его стихах высказался так: «Стихи свежие, чистые, голосистые…» Буквально в несколько недель дотоле никому не известный молодой человек завоевал шумную славу в самых изысканных и влиятельных петербургских литературных кругах, о нём заговорили, как о чуде, его стихи печатали лучшие журналы. Стихи Есенина поражали новизной, трогательностью, настоящим поэтическим чувством.

Когда началась Первая мировая война, Сергей Есенин стал служить санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале. Летом 1916 года он читал свои стихи в лазарете для раненых в присутствии императрицы. В Царском Селе он посетил Анну Андреевну Ахматову и Николая Степановича Гумилёва и прочёл им стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое поразило Анну Андреевну, показавшись ей пророческим (как впоследствии и оказалось).

Все стихи Есенина пронизаны «чувством родины», которое было чрезвычайно развито у поэта. Вместе с Россией он переживает трудные для неё времена, мечтает о лучшей, светлой судьбе Родины. Ни на минуту не возникало у него мысли покинуть Россию даже в самое тяжёлое время, хотя Есенин побывал в разных странах Европы, в Америке. После возвращения из Европы и Америки поэт много ездит по родной стране, посещает Грузию и Азербайджан, где ему «работается и пишется… дьявольски хорошо». Его стихи мелодичны и искренны.

Кроме стихов, Сергей Александрович пишет «маленькие поэмы»: «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», – где говорит о том, что у России нет пути назад, а впереди её ожидает нелёгкий, тернистый путь. За несколько месяцев до гибели он создаёт автобиографическую поэму «Анна Снегина», в ней поэт вспоминает о родной деревне, крестьянской жизни, о своей юношеской любви.

Сергей Есенин ушёл из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года, написав утром 27 декабря своё последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Молодого талантливого поэта не стало, но его стихам предназначена долгая жизнь, многие из них стали поистине народными песнями и романсами.

– Что хотите сказать?

– Чем вас поразила судьба поэта?

3. Подготовка восприятия учащихся.

– Видели ли вы когда-нибудь лебедя?

– Какой вам показалась эта птица?

– Чем необыкновенны, удивительны лебеди?

– Сегодня мы прочитаем историю о лебедушке, рассказанную Сергеем Александровичем Есениным.

4. Работа над произведением.

Учитель выразительно читает часть произведения до слов: «Но не чуяла лебёдушка…».

– Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа.

– Как поэт описывает лебёдушку? Прочитайте.

– Какие слова, выражения говорят о том, что поэт любуется прекрасной, гордой птицей?

– Как описана лебедь-мать?

Затем учитель читает следующую часть текста до слов: «В это время лебедь белая…».

– Кого противопоставляет поэт лебеди?

– Каков орёл? Найдите и прочитайте описание орла.

Учитель дочитывает произведение до конца, после чего выдерживает паузу.

Высказывания детей. (Учителю не следует задавать каких бы то ни было вопросов, так как это может помешать ученикам передать всю глубину замысла произведения.)

IV. Итог урока.

– Чем вас поразил урок?

– О чём заставил он задуматься?

Домашнее задание: перечитать стихотворение С. А. Есенина «Лебёдушка» (с. 120–125, часть 2-я); подготовить выразительное чтение особенно поразившего отрывка (по желанию выучить этот отрывок наизусть); выполнить рисунок к стихотворению.