Ц е л ь: обобщить знания учащихся об окончаниях имен существительных множественного числа.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
Запишите слова в родительном падеже множественного числа существительных:
апельсины – яблоки –
мандарины – носки –
лимоны – сапоги –
помидоры – чулки –
баклажаны –
Проверьте написание окончаний по таблице на с. 109.
II. Формирование новых знаний.
1. Р а б о т а с упражнением 160.
– Чем отличаются окончания существительных множественного числа в Д., Т., П. падежах?
Д. п. Т. п. П. п |
Твердая основа -ом -ами -ах |
Мягкая основа -ям -ями -ях |
В ы в о д: у существительных с твердой основой в Д., Т., П. падежах окончания произносятся твердо, а у существительных с мягкой основой – мягко.
2. Упражнение в распознавании существительных множественного числа в Р., В. и Т. падежах.
Упражнение 161 по заданию учебника.
3. В ы п о л н е н и е упражнения 163.
– Какой частью речи являются слова в скобках?
– Почему изменяли форму прилагательного? Как вы думаете, изменяются ли имена прилагательные по падежам? От какого слова будет зависеть падеж имен существительных?
III. Зрительный диктант.
В ы п о л н е н и е упражнение 162.
Объясните написание пропущенных орфограмм. Учащиеся записывают текст под диктовку, проверяют по окончании работы. Выделяют окончания существительных множественного числа, указывают их падеж.
IV. Итог урока.
– Как определить склонение имен существительных множественного числа?
Домашнее задание: упражнение 164.