Урок 7 «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (продолжение)

0
644
алгоритмы

Урок 7 «Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (продолжение)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение по ролям фрагментов «Повести о житии … Александра Невского».

2. Работа по р/р: проверка словарика характерных для данного текста слов, которые можно использовать сегодня и которые «ушли в прошлое».

(Деяния – (высок.) – действия, поступок.

Сеча (стар.) – сражение.

Распря (устар.) – ссоры, раздоры.)

3. Работа (самостоятельная) по вариантам.

1-й вариант.

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение воинской повести.

2. Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним [Александром] крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?

2-й вариант.

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение житиям.

2. Какими словами Александр укрепляет «дух дружины своей»? Как вы их понимаете? С помощью каких средств создается образ героя?

III. Изучение новой темы (продолжение).

1. Сообщение цели: как отразилась русская история в картинах.

– Рассматривание иллюстрации П. Корина «Александр Невский».

(Триптих – (гр. triptychos сложенный втрое) – 1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных одной идеей, темой, сюжетом.)

– Так ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем? Найдите цитаты из «Повести…», рисующие Александра. («Рост его был больше других людей», «лицо же его как лицо Иосифа».)

– Используя художественные средства повести, составьте устную характеристику князя Александра.

2. Чтение материала учебника (с. 28–30).

3. Рассматривание картин Г. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов» и В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

– Пользуясь материалом статьи В. Шевченко, расскажите, что вы знаете об исторических событиях, изображенных художниками на этих картинах.

IV. Подведение итогов урока.

– Как вы считаете, какие произведения Древней Руси были особенно близки и дороги их современникам? Почему они оказывали предпочтение житиям?

– Стоит ли перечитывать произведения древности? Живы ли они?

– Итак, каков же художественный мир литературы Древней Руси, ее интонации, образы, краски?

– Закончите выполнение самостоятельной работы, включив в нее третий вопрос: «Найдите достаточно точные слова-определения художественного мира литературы Древней Руси и запишите их, соотнеся с изученными произведениями (в том числе с “Повестью о житии… Александра Невского”)».

Домашнее задание: подготовить письменную характеристику князя Александра Невского, используя художественные средства повести. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение «Повести о Шемякином суде».