Урок 68 рассказ А. П. платонова «Юшка»
Цели: помочь увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек; подвести к пониманию важности сострадания, помощи, доброго отношения к людям; развивать навыки анализа литературного произведения.
Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Почему люди «терзали» Юшку?
III. Анализ рассказа по вопросам.
– Как дети относились к Юшке? («Им было скучно играть (это они называли игрой), если Юшка всегда молчит, не ругает их и не гонится за ними…». Иначе к нему они относиться и не могли, потому что сами «взрослые пожилые люди… тоже иногда обижали его. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь о себе особенное?» Так вот что возмущало людей: он не был похож на них! Он жил не так, как они: трудился, никого не обижал, не пьянствовал, вся жизнь его подчинена одному: помочь сироте не сгинуть в безумном потоке пьянства, разврата, нищеты. Отцы и матери тех детей, которые обижали Юшку, ругая их за плохую учебу, пугали: «Вырастешь… а одну воду!». Да разве хлебом единым сыт человек?! Если с детства примером родителей не будут «заложены» в душе ребенка любовь, уважение к человеку, сострадание, сочувствие, то вырастут такие же взрослые, которые путем силы пытаются утверждать свое «я», доказать свое превосходство. «Ты живи просто и честно, как я живу», – говорит один. Ему вторит другой: «Как ты смеешь…» Все понимали, что он лучше их, и этого не могли ему простить.)
– Один из героев драматурга XIX в. А. Островского восклицает: «И в рубище (крестьянская грубая одежда) почтенна добродетель!».
– К кому их героев мы можем отнести эти слова? («В июле или в августе месяце Юшка… уходил… из города». Он дышал благоуханием цветов, трав, «слушал голос рек», он целовал цветы, стараясь на них не дышать, чтобы не погубить своим дыханием…
Да разве может кто-нибудь из тех, кто взял на себя право решать, кому жить, а кому умереть, сравниться с Юшкой!» Кто из них может так любоваться природой, боготворить ее! Какая поэзия души!)
Вывод. Платонов выступает в защиту маленького человека. (эта тема поднималась в русской литературе Горьким, Андреевым, Чеховым, Л. Толстым, Пушкиным.) он утверждает его право жить на земле, жить так, как он считает для себя нужным, руководствуясь общечеловеческими нормами.
– Как вы понимаете слово «сострадание»?
Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям? (Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.)
IV. Тест (по рассказу «Юшка»).
1) Слова Б. Л. Пастернака: «Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра» – можно отнести:
а) к Юшке;
б) Даше, дочери кузнеца;
в) детям.
2) Юшка не разгневался на несправедливость прохожего, а только рассердился, потому что:
а) был пуглив от природы;
б) был очень добр по природе;
в) притерпелся к человеческой жестокости.
3) «Глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы». Это сказано:
а) об Акимыче;
б) о кузнеце;
в) о Юшке.
4) Автор:
а) презирает Юшку за непротивление злу;
б) считает его нравственным человеком, так как он побеждает зло добром;
в) жалеет.
5) Странность Юшки объясняется:
а) его незащищенностью;
б) безотказностью;
в) безграничной добротой.
6) «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо:
а) ушел добрый человек, терпеливый к слабостям других;
б) не на ком стало срывать зло и обиду;
в) это был человек, который брался за всякую работу.
7) Юшка оставил после себя:
а) память о своем трудолюбии;
б) девушку-сироту, которую он выучил;
в) память о своей безответственности.
8) Жанр произведения:
а) очерк;
б) повесть;
в) рассказ.
9) Название произведения
а) указывает на главного героя;
б) определяет его тематику;
в) имеет обобщающий смысл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
а |
б |
в |
б |
в |
а |
б |
в |
а |
V. Подведение итогов урока.
– Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?
– На чьей стороне автор и почему вы так решили?
Домашнее задание: прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире».