Ц е л и: познакомить учащихся с окончаниями существительных во множественном числе; развивать умения распознавать тип склонения существительных во множественном числе.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
В..гон, м..ш..ны, г..зеты, г..р..да, к..р..ндаш, уч..ники, уч..тель, т..тради, з..воды, п..мидор, яг..ды, ..г..род, п..ртреты.
– Какие буквы пропущены?
– На какие группы можно разделить слова? (Единственное и множественное число.)
– Определите склонение существительных единственного числа. С какими существительными мы не поработали? (С существительными множественного числа.)
– Кто может сформулировать тему урока?
II. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 140.
– Вспомните, какие существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му и 3-му склонению.
– Попробуйте объяснить, как определить тип склонения существительных клены, вишенки.
2. У п р а ж н е н и е 141 выполняют по заданию учебника.
– Как вы думаете, если существительное в единственном числе относится к 1-му склонению, то к какому склонению оно будет относиться во множественном числе?
– Прочитайте правило на с. 136. Верно ли вы рассуждали?
III. Закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 142.
Задание выполняется самостоятельно. Проверка по окончании работы.
IV. Упражнение в написании падежных окончаний существительных множественного числа.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 143. Наблюдение над окончаниями существительных во множественном числе с твердой основой.
Р а б о т а с т а б л и ц е й по вопросам, данным под ней. Делается вывод.
2. Упражнение 144 выполняют по заданию учебника.
3. Упражнение 145 выполняют в парах.
V. Итог урока.
– Что нового узнали об именах существительных?
Домашнее задание: упражнение 147.