Цель: развивать умение проверять написание безударных гласных в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите проверочные слова в каждой группе однокоренных слов, которые вы записали.
– Как пишутся корни в однокоренных словах?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: в..сельчак, в..сёлый, в..селье, радос..ный.
– Прочитайте слова. Можно ли назвать их однокоренными? Обоснуйте свой ответ.
– Прочитайте группу однокоренных слов. Объясните написание пропущенной буквы.
– Прочитайте лишнее слово. Какая орфограмма в этом слове?
– Цепочка букв, которые мы будем писать сегодня на уроке, состоит из букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы?
ет еетт еееттт …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Работа над новым материалом.
1. На доске записано предложение:
Л..сная тр..пинка т..нулась вдоль р..ки.
– Запишите данное предложение, вставьте пропущенные буквы.
– Скажите, какое правило вы использовали при написании слов предложения? (Мы использовали правило о написании безударных гласных.)
– В какой части слова находится безударная гласная? (Безударная гласная находится в корне слова.)
– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (Надо найти проверочное слово, в котором безударная гласная стала бы ударной.)
– Подберите проверочные слова к написанным в предложении.
– Как найти проверочное слово?
2. Работа над правилом на с. 101.
3. Подбор проверочных слов. (Упр. 233, 234.)
– Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Если я укажу на слово с безударной гласной е, вы сделаете наклон вперед. Если в слове другие безударные гласные в корне, вы потопаете ножками.
На доске записаны слова: метель, беготня, гора, места, речник, мостик, зима, лентяй, варенье, медовый, часовщик, большой, пятак, река.
V. Закрепление изученного.
1. На доске записаны группы слов:
т..жёлый, пр..мой, в..сёлый, гл..дит;
м..рской, с..довый, сп..ртивный, х..лодный;
св..тлячок, л..сной, кр..чать, сне..говик;
уд..вление, л..чить, с..дел, св..стел.
– Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Обоснуйте свой ответ.
– Напишите полученные ряды слов, подчеркните безударные гласные в корне.
2. Письмо по памяти.
– Внимательно послушайте слова. Постарайтесь их запомнить.
Учитель читает слова два раза: чернеть, кошачий, змеиный, желтеть, пчелиный, синеть, лебяжий, белеть, скворцовый, краснеть.
– Сколько слов было названо?
– Какое слово названо первым? Последним?
– На какие группы можно разделить эти слова?
– Запишите по памяти имена прилагательные (вариант I). Запишите по памяти глаголы (вариант II).
– Подчеркните орфограммы в записанных словах.
Далее проводится взаимопроверка.
VI. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Как найти проверочное слово?
Домашнее задание. Упражнение 236; правило на с. 101.