Урок 67. ПРАВИЛО ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

0
525
биология

Цель: развивать умение проверять написание безударных гласных в корне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите проверочные слова в каждой группе однокоренных слов, которые вы записали.

– Как пишутся корни в однокоренных словах?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: в..сельчак, в..сёлый, в..селье, радос..ный.

– Прочитайте слова. Можно ли назвать их однокоренными? Обоснуйте свой ответ.

– Прочитайте группу однокоренных слов. Объясните написание пропущенной буквы.

– Прочитайте лишнее слово. Какая орфограмма в этом слове?

– Цепочка букв, которые мы будем писать сегодня на уроке, состоит из букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы?

ет еетт еееттт …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Работа над новым материалом.

1. На доске записано предложение:

Л..сная тр..пинка т..нулась вдоль р..ки.

– Запишите данное предложение, вставьте пропущенные буквы.

– Скажите, какое правило вы использовали при написании слов предложения? (Мы использовали правило о написании безударных гласных.)

– В какой части слова находится безударная гласная? (Безударная гласная находится в корне слова.)

– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (Надо найти проверочное слово, в котором безударная гласная стала бы ударной.)

– Подберите проверочные слова к написанным в предложении.

– Как найти проверочное слово?

2. Работа над правилом на с. 101.

3. Подбор проверочных слов. (Упр. 233, 234.)

– Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Если я укажу на слово с безударной гласной е, вы сделаете наклон вперед. Если в слове другие безударные гласные в корне, вы потопаете ножками.

На доске записаны слова: метель, беготня, гора, места, речник, мостик, зима, лентяй, варенье, медовый, часовщик, большой, пятак, река.

V. Закрепление изученного.

1. На доске записаны группы слов:

т..жёлый, пр..мой, в..сёлый, гл..дит;

м..рской, с..довый, сп..ртивный, х..лодный;

св..тлячок, л..сной, кр..чать, сне..говик;

уд..вление, л..чить, с..дел, св..стел.

– Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Обоснуйте свой ответ.

– Напишите полученные ряды слов, подчеркните безударные гласные в корне.

2. Письмо по памяти.

– Внимательно послушайте слова. Постарайтесь их запомнить.

Учитель читает слова два раза: чернеть, кошачий, змеиный, желтеть, пчелиный, синеть, лебяжий, белеть, скворцовый, краснеть.

– Сколько слов было названо?

– Какое слово названо первым? Последним?

– На какие группы можно разделить эти слова?

– Запишите по памяти имена прилагательные (вариант I). Запишите по памяти глаголы (вариант II).

– Подчеркните орфограммы в записанных словах.

Далее проводится взаимопроверка.

VI. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Как найти проверочное слово?

Домашнее задание. Упражнение 236; правило на с. 101.