Урок 66 САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК. «В ЛЕСУ НАД РОСИСТОЙ ПОЛЯНОЙ», «ГРОЗА ДНЕМ»

0
1217

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством С. Я. Маршака, прививать любовь к поэзии, развивать воображение, мышление, красивую выразительную речь учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

– Мы начинаем сегодня чтение стихотворений из последней, пятой поэтической тетради. В ней помещены стихи, которые вы знаете чуть ли не с самого рождения.

Сначала вам их рассказывали родители, бабушки, дедушки.

Когда вы научились говорить, вы уже сами могли рассказать понравившееся стихотворение.

– Чьи же стихи мы с вами прочитали, попробуйте догадаться:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(«Лошадка».)

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(«Бычок».)

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу –

Потому что он хороший.

(«Мишка».)

Автор этих стихов – Агния Львовна Барто.

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая –

Вот компания какая!

(«Песенка друзей».)

Это написал Сергей Владимирович Михалков.

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: – Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

(«Слон».)

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

(«Жираф».)

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки.

(«Вот какой рассеянный».)

Автор – Самуил Яковлевич Маршак.

Мама песню напевала,

Одевала дочку,

Одевала – надевала

Белую сорочку.

(«Вот какая мама».)

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

(«Посидим в тишине».)

– Черемуха, черемуха,

Ты что стоишь бела?

– Для праздника весеннего,

Для Мая расцвела.

(Черемуха.)

Это стихи Елены Александровны Благининой.

– Молодцы. Вы узнали стихи и вспомнили их авторов.

– Открывают поэтическую тетрадь стихи Самуила Яковлевича Маршака. «Любите Маршака, учитесь у него» – эти слова о Маршаке принадлежат Максиму Горькому. Стихи С. Я. Маршак стал писать еще в детстве, а одной из первых его книг для самых маленьких стала книга «детки в клетке», которая вышла в 1922 году.

Учитель показывает книгу.

2. Работа над стихотворениями.

– Сегодня мы прочитаем два стихотворения С. Я. Маршака – «В лесу над росистой поляной» и «Гроза днем».

Учитель выразительно читает стихотворение «В лесу над росистой поляной».

– Чей голос так запал в душу поэта? (Кукушки.)

– О чем напоминает поэту голос кукушки в долгие зимние вечера? (О лете, летнем рассвете, о палаточном лагере, о самой кукушке.)

– Как бы вы прочитали стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

Физкультминутка

– Вам, конечно, приходилось наблюдать такую картину в природе: вдруг все затихает, все молчит, а потом слышатся громкие раскаты грома. И вновь тишина… А затем быстро-быстро начинает барабанить дождик. Такую картину изобразил С. Я. Маршак в стихотворении «Гроза днем».

Учитель читает стихотворение.

– Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

– Обратите внимание на повторяющиеся в словах звуки. В первой части стихотворения часто повторяется твердый звук «р» – так поэт изображает раскаты грома; во второй части больше мягких согласных – это помогает почувствовать, увидеть теплый летний дождик.

– Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах).

III. Итог урока.

– Что вам больше всего понравилось?

– Что нового узнали?

– Какую работу хотели бы выполнить еще?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений С. Я. Маршака «Голос в лесу», «Гроза днем» (с. 112–113, часть 2-я), выучить одно стихотворение наизусть (по выбору учащихся).