Урок 66. НАБЛЮДЕНИЕ: КАКИЕ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В КОРНЕ СЛОВА ТРЕБУЮТ ПРОВЕРКИ И КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ ПРОВЕРОЧНЫМИ

0
59

Цели: учащиеся должны усвоить особенности проверяемых и проверочных слов; познакомиться со способами проверки слов с безударными гласными в корне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите слова, в которых согласные буквы требуют проверки.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: енот, ёлка, пьёт, лёд, заяц.

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква и в каком слове она находится? (Сегодня мы будем писать букву ё, в слове лёд она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного [л’].)

– Какое слово здесь лишнее и почему? (Лишнее слово – пьёт – это глагол, все остальные слова – имена существительные.)

пё тё ппё ттё …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Строчная ё сочетается с согласными буквами лишнего слова, количество строчных в каждой цепочке увеличивается на одну.)

IV. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Сегодня мы начинаем изучать новую тему. Прочитайте ее название.

– Какой вопрос подготовил Почемучка?

– Как вы ему ответите?

2. Работа над упражнением 230.

– Какие гласные буквы в безударных слогах нужно проверять? (В безударных слогах нужно проверять гласные буквы а, о, и, е, я.)

– Где могут быть безударные гласные в слове?

Дети читают первую часть правила.

На доске записаны слова: п..бег, ваз..чка, з..ма, ..сенний, п..ро, м..рской, п..белка, м..стовая, син..нький.

– Спишите слова. Разберите их по составу. Обозначьте ударение и узнайте, в какой части находится гласная, которую нужно проверять.

Учащиеся читают вторую часть правила.

– Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Если я покажу на слово, в котором безударная гласная о, вы присядете. Если увидите слово с любой другой безударной гласной, вы хлопаете в ладоши.

На доске записаны слова: садовый, малыш, чистота, пятак, дворы, торгуют, молчит, шагает, горюет, читает, звонил, речной, земля, слоны, трава.

3. Наблюдение над особенностями проверочных слов.

На доске записана группа слов:

Дворы, дворник, дворовой.

Диво, удивление, удивленный.

Светлый, светлячок, светить.

Садовник, сад, садовые.

– Прочитайте слова. Можно ли назвать слова каждой группы однокоренными? Обоснуйте свой ответ.

– Спишите группы однокоренных слов. Выделите корень, поставьте знак ударения.

– Сравните произношение и написание корня в однокоренных словах. Какое из них является проверочным? Почему?

4. Чтение правила.

V. Закрепление изученного.

На доске записаны слова:

гр..за

мал..нький

дяд..нька

н..ходка

х..дьба

труб..чка

мам..чка

п..чтовый

пр..бег

д..леко

п..лезный

н..сильщик

– Прочитайте слова. Определите, в какой части слова пропущена безударная гласная.

– Спишите слова, в которых безударная гласная пропущена в корне, вставьте пропущенные буквы.

VI. Итог урока.

– Какие гласные буквы в безударных слогах нужно проверять?

– Где могут находиться в слове безударные гласные?

– Какое слово является проверочным?

Домашнее задание. Упражнение 232; правило на с. 99–100.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь