Цели: обобщить знания учащихся по теме «Природа и мы»; проверить, как ученики усвоили, насколько глубоко поняли произведения из данного раздела.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают выписанные ими дома эпитеты, использованные для описания лебедей и стрижей, из произведений «Приёмыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка и «Стрижонок Скрип» В. П. Астафьева.
– Нравятся ли вам эти птицы? Чем?
– Интересно ли было вновь перечитать произведения?
Физкультминутка
III. Обобщение знаний учащихся.
Данный этап урока учитель может провести по-разному: в форме викторины, конкурса на лучшее знание произведений и их авторов, в форме проверочной работы, теста, в форме диалога между учащимися (когда ученики сами задают друг другу вопросы по прочитанным произведениям).
Тест
1. Как назвал свой рассказ М. М. Пришвин?
а) «Попрошайка»;
б) «Выскочка»;
в) «Зазнайка».
2. Кто главный герой рассказа М. М. Пришвина?
а) Собака;
б) сорока;
в) ворона.
3. Кем ещё был писатель Е. И. Чарушин?
а) Художником;
б) музыкантом;
в) врачом.
4. От каких животных Е. И. Чарушин «дал ходу» из зоопарка?
а) Кабанов;
б) медведей;
в) оленей.
5. Стрижонок Скрип был:
а) храбрым;
б) трудолюбивым;
в) жадным.
Проверка ответов учащихся (учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг друга).
Ответы: 1 – б; 2 – а, б; 3 – а; 4 – а; 5 – а, б.
IV. Итог урока.