Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями о Родине русских поэтов второй половины XX века; воспитывать в детях любовь к родным местам, к родной природе; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают стихотворение С. Д. Дрожжина «Родине» и мини-сочинения на заданные темы, устраивают выставку рисунков.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– О чём вы думаете, что вам вспоминается, когда слышите слово «родина»?
– Да, услышав это такое родное и близкое слово, каждый вспоминает что-то своё, дорогое и понятное ему: укромные уголки, любимые места, друзей, родителей и многое-многое другое.
– С годами детские воспоминания становятся ещё ярче, ещё острее.
– О большой и малой родине сложено немало стихов, песен. Одно из них написал поэт Анатолий Жигулин.
Учитель читает стихотворение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…».
– Какой вам представилась Родина в стихотворении А. В. Жигулина?
– Какое настроение создаёт это стихотворение?
– Какими чувствами оно наполнено?
– Какие строки показались вам особенно душевными, проникновенными? Прочитайте их.
– В каких словах заключена главная мысль стихотворения?
– Как вы их понимаете?
Далее следует упражнение в чтении стихотворения.
IV. Итог урока.
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чём заставил вспомнить, задуматься?
? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…» (с. 138, часть
2-я); по желанию выучить стихотворение наизусть.