Урок 65. Изменение природы человеком

0
744
география

Дата……

День……

Цели урока: раскрыть существенные признаки понятия “природопользование”, определить различия между рациональным и нерациональным природопользованием; убедить в необходимости сохранения и охраны географической среды; познакомить с глобальными проблемами человечества.

Средства обучения: карты мира (физическая, природных ресурсов, экологических проблем, глобальных проблем человечества); учебные картины и таблицы по теме урока, экранные пособия (слайды, учебные видеофильмы, мультимедийные программы).

Основные представления и понятия: природопользование, нерациональное природопользование, загрязнение и истощение природных ресурсов, рациональное природопользование, охрана и преобразование природы, равновесие между хозяйственной деятельностью и устойчивым развитием природной среды, качество окружающей среды, государственный контроль за состоянием природной среды и за источниками ее загрязнения, международное сотрудничество в деле охраны природы.

Межпредметные связи: устойчивость живых организмов к изменениям природной среды (биология).

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Природа и человек

Беседа. Актуализация знаний: индивидуальная работа с вопросами учебника, стоящими перед § 61, стр. 270.

2. Рациональное природопользование

Объяснение учителя. Введение понятия “природопользование”. Истощение природных богатств, нерациональное природопользование.

Задание. На основе знаний о природе материков и отдельных стран привести примеры истощения видов природных ресурсов, примеры различных масштабов изменения природы на материках.

Практическая работа: на контурной карте отметить ареалы в пределах природных зон суши и акваторий океанов, где проявляется загрязнение и истощение природы.

3. Рациональное природопользование

Объяснение учителя. Существенные признаки рационального природопользования, равновесие между хозяйственной деятельностью и устойчивым развитием природы, качество среды.

Беседа. Актуализация личного опыта учащихся и опорных знаний: примеры рационального природопользования в разных странах. Приведите примеры природопользования в своей местности.

Задание. Проведите анализ рис. 192 учебника (стр. 272) и обоснуйте необходимость именно такого природопользования в Австралии.

4. Международное сотрудничество в деле использования и охраны природы

Беседа. Актуализация знаний о свойствах географической оболочки, о круговоротах веществ в ней. Объяснить причины необходимости международного сотрудничества в охране и использовании природных ресурсов.

Рассказ учителя. Международные и государственные меры, направленные на сохранение и охрану природной среды; охрана Всемирного природного и культурного наследия.

Практическая работа. Под руководством учителя нанести на контурную карту наиболее значимые памятники Всемирного природного и культурного наследия, которые находятся в странах, расположенных на разных континентах, и океанах.

Закрепление изученного

Каковы источники загрязнения географической среды на суше и в акваториях океана?

Какими путями и чем загрязняются: земная кора, воздух, воды, живые организмы, почва?

Какими средствами можно добиться равновесия между хозяйственной деятельностью и устойчивым развитием природной среды?

Какой тип природопользования характерен для местности, где вы живете?

Какие усилия предпринимаются населением вашей местности для сохранения и улучшения окружающей среды? Что лично вы сделали для сохранения и улучшения природы?

Какие памятники природы и культуры есть в вашей местности? В каком состоянии они находятся?

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку