Цели: донести до учащихся мысль о том, что только силой любви можно помочь близкому человеку; доказать, что именно это чувство заставляет человека собраться в ответственный момент жизни и помочь попавшему в беду; учить осмысливать связь событий, видеть за отдельными эпизодами целое произведение.
Эпиграф:
Короли считали за честь пожать его сухощавую руку.
К. Паустовский
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вновь дополняется выставка рисунков с пояснениями самих учащихся.
II. Работа по теме урока.
История шестая.
Задания:
1. Пересказ эпизода о пребывании героев у лапландки.
2. Пересказ эпизода о прибытии Оленя и Герды к старой финке.
3. Чтение в лицах диалога финки и Оленя от слов «Кай в самом деле у Снежной королевы…» до слов «… и, не мешкая, возвращайся обратно».
Вопросы:
1. В чем, по мнению финки, заключается сила Герды? Почему спасение милого Кая будет самым серьезным испытанием для Герды?
2. К кому обращается Герда за помощью в момент преодоления снежных полей? (К Творцу, она читает «Отче наш»; ангелы, посланцы Творца, приходят на помощь.)
История седьмая.
Задания:
1. Перечитывание описания чертогов Снежной королевы.
Вопрос: Понравилось ли вам жилище Снежной королевы? Что вы почувствовали в момент чтения?
2. Пересказ эпизода нынешней жизни Кая.
Вопросы: Чем был занят мальчик? К чему стремился?
3. Чтение в лицах эпизода встречи Кая и Герды от слов «В это время огромные ворота…» до слов «…его отпускная лежала тут, написанная блестящими ледяными буквами».
Вопросы:
– Как смогла маленькая Герда разрушить колдовские чары Снежной королевы и освободить Кая?
– О чем беседовали на обратном пути Кай и Герда? Почему вновь вспомнили о розах?
– Что является самым важным, главным в жизни девочки, заставившим ее пойти на поиски Кая? (Безмерная любовь к Каю, именно любовь помогла героине преодолеть все трудности пути.)
– Какими мы видим героев в конце сказки? (Взрослыми молодыми людьми. Герда много лет искала Кая, за это время они выросли.)
III. Повторение по теме.
Вопрос и задание:
– Кому мы обязаны появлением в литературе чудесной сказки «Снежная королева»?
– Назовите другие произведения этого писателя. («Гадкий утенок», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Новое платье короля», «Пастушка и трубочист» и др.)
Учащиеся рассказывают о писателе, его жизни, сообщают заинтересовавшие их факты его биографии.
IV. Работа над схемой сказки.
План-схема*
(записан на доске)
1. Добрые герои сказки и их враги.
2. Причина несчастий добрых героев.
3. Разлука.
4. Поиски.
5. Помощники добрых и злых героев.
6. Встреча. Спасение. Счастливый конец.
Вопрос: Какие из прочитанных сказок подходят под эту схему очередности событий? («Царевна-лягушка», «Спящая красавица» и др.)
Вывод: данная схема подходит ко многим народным и литературным волшебным сказкам. Значит, они сочиняются на основе одинакового принципа.
V. Работа над коллажем к произведению (работа в группах).
Домашнее задание: сочинить свою сказку о добре, зле, любви.