Дата…….
День…….
Рост могущества человечества связан и с чрезвычайно высоким темпом накопления научной информации. По подсчетам специалистов объем знаний об окружающей нас природе, накопленный в течение последних десятилетий, равен объему всех знаний, накопленных до середины XX века.
И. Шрира
“Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастья”
К. Маркс
Цели урока: обобщить и систематизировать знания о взаимодействии человека и природы, об изменениях этого взаимодействия во времени и обострении его в наши дни, раскрыть понятие “природные ресурсы”, составить характеристику их видов; совершенствовать умения применять знания в новой ситуации.
Средства обучения: схемы (строения географической оболочки, круговоротов веществ в географической оболочке и видов природных ресурсов); карты мира (физическая, природных ресурсов, важнейших культурных растений, строения земной коры и полезных ископаемых), карты хозяйственной деятельности населения отдельных материков, экологические карты, учебные картины различных природно-территориальных, аквальных и антропогенных ландшафтов.
Основные представления и понятия: географическая оболочка, лито-, гидро-, атмо- и биосфера, географическая среда, полезные ископаемые, культурные растения и домашние животные, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые природные ресурсы; виды ресурсов по происхождению; нарушение природного равновесия.
Межпредметные связи: взаимодействие человека и природы на разных этапах (история).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Природа и человек
Беседа. Актуализация знаний учащихся, ответы на вопросы, стоящие перед параграфом (§ 60, стр. 265). Как складывались взаимоотношения между человеком и природой на каждом этапе развития человечества?
Какие породы домашних животных и виды культурных растений создали люди?
Задание. Провести анализ диаграммы учебника (стр. 267, рис. 188), сделать вывод.
Индивидуальное учебное исследование. Подбор примеров взаимоотношений между природой и обществом.
Объяснение учителя. Определение понятия “природные ресурсы”, изменение взаимоотношений между человеком и природой в эпоху научно-технического прогресса человечества, быстрого развития науки и техники.
2. Виды природных ресурсов
Объяснение учителя. Основания для классификации природных ресурсов. Деление их на группы по признаку исчерпаемости.
Задание. Провести анализ схемы учебника (стр. 268, рис. 190) и привести примеры каждого вида ресурсов.
3. Группировка ресурсов по происхождению
Практическая работа. По тематическим картам мира проанализировать размещение месторождений основных полезных ископаемых. Определить, какой материк (или группа стран) наиболее богат тем или иным набором минеральных ресурсов.
Задание. Сформулировать закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры и форм рельефа.
Беседа. Актуализация знаний учащихся: что относят к климатическим ресурсам? как проявляется влияние этих ресурсов в жизни и хозяйственной деятельности людей?
Практическая работа. На контурную карту нанести ареалы с наиболее благоприятными климатическими условиями для жизни, хозяйственной деятельности, туризма и отдыха.
Задание. Определить роль водных ресурсов и установить их размещение по материкам, выделить группы стран богатых и бедных водными ресурсами.
Объяснения учителя. Различия между земельными и почвенными ресурсами, причины изменения величины земельных ресурсов.
Задания. По тематическим картам установить, какие материки и страны в их пределах богаты земельными и почвенными ресурсами.
Объяснение учителя. Виды биологических ресурсов, их роль в развитии природы Земли. Использование биологических ресурсов в хозяйственной деятельности.
Задание. Установить, какие материки, акватории Мирового океана и какие страны особенно богаты биологическими ресурсами.
Закрепление изученного
Какую роль играют природные ресурсы в жизни человечества?
В каких видах хозяйственной деятельности люди используют минеральные ресурсы?
Почему в последнее время хозяйственная деятельность вызвала большие изменения в природе?
На каких материках, в океанах и странах изменения природы особенно значительны?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку