1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с теоретическим материалом.
– Рассмотрите предложения под звездочкой на с. 99.
– Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?
– Среди данных слов выделите те, которые без НЕ не употребляются (хлопнуть в ладоши): ненастье, несчастье, недоразумение, неправда, непогода, невежда, недостаток, незабудка.
– В каком предложении употреблена отрицательная частица НЕ?
– Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?
– Прочитайте правило различения НЕ как части корня, приставки и отрицательной частицы. Сравните его с правилом «НЕ с глаголами». Составьте алгоритм.
3. Упражнения 237, 238.
4. Лингвистическая задача.
– Что обозначают слова: слон, кактус, телефон?
– А существуют ли предметы, которые можно было бы назвать неслон, некактус, нетелефон? Сделайте вывод.
5. Упражнение 241.
6. Итог урока.
– Что общего в правилах «НЕ с существительными» и «НЕ с глаголами»?
– Как отличить НЕ-приставку от НЕ – части корня?
– Почему слова не дуб, не река, не дом можно смело писать раздельно, не обращаясь к контексту?
Домашнее задание: упражнение 240; составить карточку на изучаемое правило (5 предложений, «НЕ» заключить в скобки).